Общество / Антитеррор / 28 августа 2017
Теги: Антитеррор, Общество, Психология, Экстремизм

Террористов растят семья и подворотня

Последствия террористических атак ужасны. Когда происходит очередная трагедия, мы задаемся вопросом — откуда в людях столько ненависти? Что их толкает на жестокие преступления? Основываясь на работах отечественных и зарубежных социологов и психологов, таких как Юрий Антонян, Мелани Кляйн, Яков Гилинский, Эрик Эриксон, Роберт Мертон и других, можно внести ясность в этот вопрос, узнать, как формируются в характере личности экстремистские настроения.
Террористов растят семья и подворотня
Фото: Андрей Маркелов / ИА "News"

Психический надлом

Ксенофобия — это проблема непереносимости иного, а также состояние неопределенности, возникающего при соприкосновении с чем-либо неизвестным. Неприязнь, настороженность, озлобленность возникают от ощущения резких различий между собой и другим человеком, когда представитель иной национальности и религии воспринимается как отличающийся по поведению, чувствам, жизненным стремлениям, внешнему виду. Все непохожее вызывает подозрение и воспринимается как таящее угрозу.

Собственно, вопрос, который ставит перед собой психология экстремизма — почему отдельные лица не могут допустить параллельного существования взглядов, воззрений и уклада жизни, отличающихся от их собственных? Что составляет эмоциональную основу для взращивания ненависти к незнакомым людям?

Ксенофобию можно понимать как результат застревания личности на «стадии параноидальной тревоги». Если человек в раннем детстве испытывает нужду в чем-либо и не получает от матери достаточной заботы и защиты, то у него формируется «базовое недоверие» к жизни и миру, и в будущем от этого душевного неустройства может развиваться страх и неприязнь. Во многом это зависит от семейных отношений, проявляется в культурах, где существует пренебрежительное отношение к женщине, в семьях, где отец не уважает мать, у представителей низкокультурных слоев общества. Как сформулировали эту удручающую преемственность социологи, — «матери-рабыни не могут породить свободный народ».

Также параноидная структура личности формируется в условиях жестких попреков и унижений, наказаний ребенка, часто проистекает из желания родителей «сделать ребенка лучше», «воспитать настоящего мужчину» и т.п. Это заставляет ребенка отнестись к своим недостаткам (реальным или надуманным) как к чему-то непереносимо ужасному; его психика начинает отрицать их и переносить со своей головы на чужие, приписывать другим людям свой гнев, зависть, недоброжелательность. В дальнейшем другие люди начинают рассматриваться как внешняя угроза. Чувство собственного превосходства возникает от ощущения собственной «безгрешности» в связи с отрицанием у себя негативных черт, присущих «чужакам».

Экстремисты и террористы

Еще одна особенность ксенофобии — упрямая, неизменная приверженность собственной системе оценок, желание следовать правилам и традициям. Правила и традиции ограничивают неопределенность и позволяют снижать тревожное настроение. Личности ориентированы на поиск авторитетов. Поклонение им превращается в восхищение, фанатизм, вплоть до готовности пожертвовать жизнью.

В представлениях экстремиста обязательно присутствует образ врага. Борьба с врагом — это и способ почувствовать единение с другими людьми (а по-другому чувствовать духовную близость, кроме как в собратьях по злобе, нарциссическая личность не умеет).

Но на самом деле уничтожение врага, в более глубоком смысле — это желание, уничтожая других, уничтожить таким образом собственные недостатки. Именно страх собственного несовершенства заставляет индивида так страстно ненавидеть его в других. Экстремист — религиозный фанатик или революционер — будет бороться, даже видя тщетность своих стараний. Фактически он не может не бороться, так как для него это борьба с собственным несовершенством, борьба за восполнение пустот собственной личности. Хотя он этого и не осознает.

Борьба с собственным несовершенством имеет и такие особенности, как бесконечное стремление к самосовершенствованию, даже самоистязанию. Они могут принимать вид бесконечных молитв, актов служения и т.д. Это и презрение к физическому комфорту, боли, удовольствиям, отвержение телесности, необходимость экстремальных ощущений. Это и обесценивание жизни в целом. Стержень для личности такого склада — наличие «всеобъемлющей системы идей». Террористические акты совершаются ради какой-то идеи, провозглашаются актами борьбы за идеалы. Характерная черта идеологии — пропаганда собственных идей как единственно верных, помогает обосновывать идею собственного превосходства.

Плюс социальные проблемы…

Проблемы воспитания, взросления человека неразрывно связаны с социальной средой, экономическим положением семьи. По оценке Р. Мертона, важнейшим криминогенным фактором служит общее противоречие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Они зависят от социальной структуры общества, от уровня привилегий и бесправия, от степени экономического неравенства. Вместе с нарушениями развития и формированием ксенофобии внутри самой личности это противоречие дает опасный экстремистский коктейль.


Материал опубликован в рамках проекта «Антитеррор»


 

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости