Экономика / Бюджет / 3 октября 2017
Теги: Бюджет, Петербург, Смольный, Экономика

Реклама на Невском ушла ниже Нижнего

Проведенные комитетом по печати Санкт-Петербурга торги по аренде рекламных конструкций и размещению наружной рекламы в городе вызвали огромное количество вопросов у экспертов и заинтересовали УФАС.
Реклама на Невском ушла ниже Нижнего
Фото: Дмитрий Полянский / ИА "News". Архив

3 октября — ИА «News». Ряд участников рекламного рынка оспорил в суде итоги прошедших в августе торгов на размещение наружной рекламы в Санкт-Петербурге. Исковые заявления в Арбитражный суд подали такие заметные игроки как ООО «Руан» и РА «СайнСити». Ранее Федеральная антимонопольная служба запретила городскому комитету по печати проводить скандальный аукцион, однако чиновники проигнорировали предписания надзорного ведомства. В результате реклама в центре Северной столицы была продана более чем в два раза дешевле, чем в Нижнем Новгороде, а городской бюджет за десять лет может недополучить 40-50 млрд рублей.

ФАС чиновникам не указ

Комиссия ФАС России установила, что порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе был составлен ненадлежащим образом, а некоторые пункты содержали в себе неопределенные формулировки и «неадминистрируемые требования к составу заявок». Такие условия признали серьезным нарушением, предписали внести в конкурсную документацию изменения и продлить срок рассмотрения заявок. Однако это не было выполнено — руководитель комитета по печати Сергей Серезлеев полностью проигнорировал обязательные предписания антимонопольщиков и провел торги в установленные им ранее сроки, а 25 августа 2017 года назвал имена победителей.

Сомнительное право на установку 8,5 тысяч рекламных конструкций на улицах Петербурга сроком на десять лет по стартовой цене 984 млн рублей в год разыграли между собой десять компаний. Однако, число реальных участников аукциона было существенно меньше: многие из заявившихся на торги игроков были аффилированы. Например, Russ Outdoor, владельцы которой зарегистрированы на Британских Виргинских островах, была представлена по меньшей мере четырьмя «дочками» — ОММ, «Ринг Роад Медиа», «Меридиан», «Ви Эй».

Торги прошли с незначительным повышением цены — победители пообещали платить городу ежегодно всего 1,065 млрд рублей. Между тем, справедливая плата, по оценкам экспертов, составляет 4-5 млрд рублей в год или 40-50 млрд за десять лет.

— Создается впечатление, что условия торгов определяли не городские власти, а отдельные игроки, которые хотели таким образом исключить саму возможность конкуренции на петербургском рынке наружной рекламы и захватить рынок с минимальными затратами, — рассказал ИА «News» исполнительный секретарь комитета по рекламе и маркетингу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Крючков. — Несложно подсчитать, что по итогам торгов среднемесячная плата Петербургу за одну рекламную конструкцию составляет около 10 тысяч рублей. Это вдвое меньше, чем в небольших городах Подмосковья — 21 тысяча рублей в месяц. В 2,5 раза меньше, чем в Нижнем Новгороде — 26,3 тысяч рублей в месяц. И более чем вдесятеро меньше, чем в Москве, где те же самые игроки платят за одну конструкцию 108 тысяч рублей в месяц. Уверен, что рекламный потенциал Петербурга значительно выше и город сможет получить на аукционе за использование своей собственности в рекламных целях справедливую, рыночную плату в размере не менее 2/3 от московской, — убежден Крючков.

Показателен пример лота №8 на размещение 275 щитов со стартовой ценой 644,8 млн рублей. Один из старейших игроков российского рынка наружной рекламы компания «АртБизнесЛайн» предложила городу более 1,2 млрд рублей. Однако чиновники признали победителем торгов фирму «Вестдиа Медиа», владельцы которой прячутся за кипрским оффшором, предложившую всего лишь стартовую цену — 644,8 млн рублей. «АртБизнесЛайн» проиграла из-за якобы более низкого рейтинга, который установила конкурсная комиссия, состоящая из председателя комитета по печати и его подчиненных.

Отказ от конкуренции

В истории рынка наружной рекламы Петербурга эти торги могли стать первой прозрачной и конкурентной процедурой распределения рекламных мест. С начала 1990-х рекламные места в городе предоставлялись чиновниками на заявительной основе. В 2013-м договоры и разрешения истекли, однако чиновники в нарушение закона не стали проводить в городе рекламные торги и предложили компаниям-операторам работать без разрешительной документации, вне рамок правового поля. В результате фирмы перечисляли чиновникам средства за размещение наружной рекламы на непонятных основаниях. Председатель комитета по печати городского правительства Сергей Серезлеев оценивал сумму этих поступлений в 700-800 млн рублей в год. В Москве в тот же период — 2013-2014 годы, проводились открытые аукционы, по итогам которых ежегодные поступления составили около 9 млрд рублей за 8,8 тысяч рекламных конструкций.

Для главы комитета по печати проведенные под его руководством торги уже обернулись административным преследованием.

В сентябре ФАС России возбудил в отношении него два административных производства и поручил территориальному управлению службы по Санкт-Петербургу инициировать аналогичные производства за неисполнение ранее выданных им предписаний. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КОАП) неоднократное неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой дисквалификацию должностного лица.

Рекламные чиновники в крупных городах уже неоднократно становились фигурантами уголовных дел. Так, в августе 2009 года был арестован и заключен под стражу председатель комитета по наружной рекламе, информации и оформлению города Москвы Владимир Макаров. Суд признал его виновным в превышении должностных полномочий и нанесении ущерба городскому бюджету. Чиновник предоставил компании «Мосгорреклама» — дочерней фирме Russ Outdoor, возможность недоплатить в бюджет 232 млн рублей.

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1505919854.gif
1431949125.jpg

Новости рубрики «Экономика»