Происшествия / Катастрофы / 15 июня 2018
Теги: Англия, Законодательство, Катастрофа, страхование, Суд

Погибший Ту-154 не долетел до евровыплат

В деле о катастрофе Ту-154 адвокат подозревает, что львиная доля компенсаций не дошла до родственников жертв, а обогатила страховщика. ИА News изучил мнения сторон, - действительно ли жизнь российских пассажиров ценится ниже мирового уровня, и чем поможет пострадавшим конвенция, подписанная Россией уже после гибели самолета.
Погибший Ту-154 не долетел до евровыплат
Фото: Александр Усанов / Википедия. Лайнер Ту-154 за 7 месяцев до катастрофы

15 июня – ИА News. Дело о крушении авиалайнера Ту-154 в Сочи выходит на международный уровень. Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников жертв катастрофы, направил иски в Высокий суд Лондона и требует взыскать со страхового бизнеса компенсацию ущерба по иным нормативам. Адвокат считает, что страховщик сильно занизил суммы выплат по сравнению с возмещением, которое якобы получил от зарубежной компании-перестраховщика.

Ту-154 российского Минобороны разбился 25 декабря 2016 года после вылета из Сочи в Сирию. На борту находились 92 человека: 64 артиста ансамбля имени Александрова, глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза), девять журналистов, двое федеральных госслужащих, 8 членов экипажа.

Иски поданы к российской страховой группе компаний СОГАЗ и ее британскому партнеру MS Amlin. По словам Игоря Трунова, в судебной тяжбе со страховщиком он защищает интересы 78 человек, чьи близкие погибли в катастрофе. В разговоре с ИА News он пояснил, что Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года «Об унификации правил международных воздушных перевозок», данный международный договор предусматривает выплаты во много раз выше тех сумм, что принято выплачивать в России за погибших авиапассажиров. Минимальное страховое покрытие по монреальскому счету устанавливается в размере 113,1 тысяч СПЗ (условных единиц, зависящих от курса мировых валют. – Ред.). При современном курсе рубля выходит по 10,1 млн рублей. А если взять за основу ужесточенные нормы полетов в страны Евросоюза, то полагается компенсация в 250 тысяч СПЗ. Это уже 22 млн рублей. Таким образом, делает вывод Игорь Трунов, - родственникам погибших заплатили на порядок меньше, чем следовало.

По мнению адвоката, перестраховщик MS Amlin в соответствии с конвенцией добросовестно обеспечил СОГАЗу необходимый для полета в Сирию размер страховой емкости, и после катастрофы выплатил партнеру все, что полагалось по зарубежным нормам оценки ущерба. Но компания СОГАЗ начислила и выдала родственникам жертв возмещение по внутрироссийским стандартам. То есть по два миллиона рублей за смерть пассажира плюс частичную компенсацию похоронных расходов.

Погибший Ту-154 не долетел до евровыплат

   Фото: МЧС. Спасатели поднимают обломки самолета 27 декабря 2016 г.

Правда, в деле усматривается хронологическая нестыковка. Россия присоединилась к Монреальской конвенции уже после катастрофы. Документ ратифицирован нашей страной в апреле 2017 года, то есть через три с лишним месяца после того, как самолет рухнул в Черное море. А вступили в силу эти нормы для России и того позже - в августе 2017 года.

Однако Игорь Трунов считает несостоятельными возражения о неприменимости международного права задним числом.

- Это международный рейс, и на него распространяются международные нормы, – указывает Трунов. – Лайнер направлялся в Сирийскую Арабскую республику, которая ратифицировала Монреальскую конвенцию задолго до этой катастрофы.

Юристы страховой отрасли усматривают изъян в рассуждениях о международном рейсе. Под действие МК-1999 подпадают лишь те рейсы, где оба государства (страна-отправитель и конечный пункт назначения) являются членами конвенции. Да, Сирия в 2016 году уже была участником договора, но Россия еще не была. По оценке экспертов, это рушит все умозаключения о недоданных деньгах: рейс не подпадает под конвенцию, соответственно, не было оснований для повышенных выплат, и российский страховщик не мог присвоить эти гипотетические сотни миллионов евро, якобы полученные от британского партнера. Им неоткуда было взяться.

Возможно, пострадавшим людям следует пенять на отсталость отечественной правовой системы по сравнению с европейской и североамериканской. Российские власти много лет затягивали присоединение к Монреальской конвенции, ставящей права и безопасность пассажиров на первое место. Данный договор действительно повышает ответственность перевозчиков и компенсацию ущерба. Но эти законодательные меры применяются для тех российских пассажиров, что летают за границу сегодня. А попавшим в катастрофу до 2017 года потери измеряют по другому калькулятору.

Как рассказал ИА News президент Международного союза авиакосмических страховщиков (International Union Of Aerospace Insurers – IUAI), заместитель генерального директора по авиационному страхованию «АльфаСтрахование» Илья Кабачник, - в отрасли давно и с большим интересом следят за судебными тяжбами адвоката Трунова с разными страховыми компаниями. Адвокат добивается пересмотра страховых сумм по ряду авиакатастроф, включая дело о взорванном лайнере в Египте (2015 г.) и о разбившемся «Боинге» в Ростове-на-Дону (2016 г.).

- Это повторяющаяся история, - говорит Илья Кабачник. – Господин Трунов пытается впечатлить публику и суд рассуждениями о том, как страховые компании наживаются на катастрофах, получая от зарубежных перестраховщиков мифические миллионы евро (долларов) и оставляя их себе. Поясню суть операции перестрахования: перестраховщик, получая долю страховой премии, при возникновении убытка соглашается возместить своему партнеру часть выплаченных - именно выплаченных денег. Что же касается размера страховой емкости, это лимит, установленный договором страхования ответственности. Сравните с тем, как устроен ваш полис ОСАГО. Если максимальный размер возмещения 400 тысяч рублей, это не значит, что при ДТП вам автоматически выдадут все 400 тысяч. Возместят ровно тот ущерб, который вы понесли, но не выше установленного лимита.

Илья Кабачник подтвердил, что Монреальская конвенция не может применяться к делу о катастрофе в Сочи 2016 года. Но и по конвенции, замечает он, порядок возмещения тоже непрост. Размер компенсации сверх минимальных гарантированных сумм устанавливается индивидуально, зависит от количества и возраста осиротевших детей, уровня потерянных доходов, а также от доказанной степени вины перевозчика.

Тут стоит привести комментарий одного из пассажиров, касающийся ответственности. Вот что пишет пользователь с ником Alexandre51 на сайте Содружества авиационных экспертов:

«Выглядит необъяснимой разница между Западной Европой, где средний размер компенсации в случае гибели пассажира составляет $ 1 млн, США ($ 4 млн) и Россией, где средняя выплата на порядок меньше. А вопрос этот должен интересовать не только родных жертв катастроф, но и всех дорогих (на словах) россиян, так как от этого зависит эффективность системы управления безопасностью полетов. А прямым следствием этого является значительно более низкая безопасность полетов в РФ по сравнению с США и ЕС».

Этот комментарий о связи низкой оценки жизни с низкой безопасностью полетов был написан в 2016 г., еще до сочинской катастрофы. По одной из версий, крушение произошло из-за усталости и ошибки экипажа, то есть по вине перевозчика.

Дмитрий Полянский

 

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости