Общество / 23 июля 2009

Охота к перемене мест

Сегодняшняя ситуация на рынке туристических услуг — не самый худший вариант. Прогнозы, которые делались в конце прошлого года, не оправдались: резкого обвала не произошло.

Сегодняшняя ситуация на рынке туристических услуг — не самый худший вариант. Прогнозы, которые делались в конце прошлого года, не оправдались: резкого обвала не произошло. Тем не менее, положение большинства турфирм свидетельствует о напряженности на рынке. Отпускники теперь предпочитают покупать тур за неделю до вы¬езда, а повышение курса доллара и евро по отношению к рублю перекрыло начавшееся было снижение цен на топливо, и это не позволяет упасть рублевой цене путевок.

Битва за клиента

Июньские показатели продаж путевок даже превзошли ожидания экспертов, и хотя в июле уже наметился определенный спад, он не катастрофичен. Однако перемены налицо.
– Люди стали заметно экономить на отдыхе, — говорит Георгий Мохов из правовой комиссии Российского союза туристической индустрии (РСТИ). — Те, кто летал бизнес-классом, пересели в «эконом», кто ездил в «4 звезды», отправились в 3-звездочные отели. Туристы, выезжавшие на две недели, теперь ограничиваются 7 днями. А кто путешествовал четыре раза в год, сейчас выезжают не чаще двух раз.
В то же время число туристов, выезжающих за границу, в целом не уменьшилось. Лишь немногие совсем отказались от отпуска. Основная же тенденция этого сезона — это не только спрос на путевки в недорогие и уже привычные страны (Турция, Египет), но и поиск всевозможных бонусных акций и скидок.
– Несмотря на то что спрос упал примерно на 30-40%, мы держимся за счет специальных предложений и горящих путевок, — говорит генеральный директор одной из петербургских турфирм Зоя Снегирева.
— Естественно, наибольшим спросом сейчас пользуются безвизовые страны, которые в большинстве своем предлагают бюджетные путевки. Это может быть Тунис — две недели за 19 тысяч рублей, Греция — неделя, полупансион за 240 евро. Можно поехать в круиз, заплатив за всю каюту как за одного человека. Кроме того, Греция, Болгария, Черногория предлагают путевки, по которым ребенок едет бесплатно. Так же отдых в анапе без посредников пользуется определенным спросом.
Местные участники рынка также отмечают, что заграничные отельеры из кожи вон лезут, чтобы привлечь туристов: предложения изобилуют пониженными ценами на размещение в гостиницах, бесплатными завтраками, полным пансионом по цене полупансиона и т. д.

Горящих туров стало меньше

Одна из главных проблем турфирм — отсутствие так называемой глубины продаж. Петербуржцы теперь склонны приобретать путевки в последний момент. Представители турбизнеса даже в теории не могут предположить, какое количество туристов придет к ним в тот или иной месяц. Но совершенно точно, замечает Сергей Корнеев, председатель регионального отделения РСТИ, что в этом году горящих туров значительно меньше, чем в предыдущие годы. Если раньше люди определяли сначала страну, потом курорт, отель и т. д., а уже потом смотрели на цену, то сегодня человек приходит с определенной суммой и под нее выбирает возможные варианты.
Участники рынка в один голос говорят, что цены на путевки остались на уровне прошлого года, а в некоторых случаях даже уменьшились. Однако для петербуржцев это не является плюсом — цены измеряются в валюте, а в связи с девальвацией рубля «прайсы» на отдельные направления в пересчете на наши деньги даже выросли.

Горячие точки

Велика вероятность того, что в ближайшее время будет расти спрос на внутренний туризм. Однако сегодня такой переориентации еще не случилось. Согласно опросам «СПб Курьера», те, кто привык отдыхать за границей, но не может себе сейчас этого позволить, лучше вообще никуда не поедут, чем отправятся, например, в Сочи.
– Ориентация на отечественные «точки» приведет к коллапсу: наши курорты просто не в состоянии принять такое количество туристов. У наших, безусловно, есть своя клиентура (ежегодно в России порядка 20 миллионов человек отправляются в Сочи и т. п.), однако те, кто хоть раз отдыхал за границей, вряд ли захотят отправиться в Краснодарский край, — уверен и Георгий Мохов. — Уровень сервиса там по-прежнему оставляет желать лучшего и вряд ли в ближайшее время приблизится к уровню сервиса в той же Турции. А вот уровень цен в Сочи должен опуститься до турецких, чтобы туда поехали люди. В общем, тенденции к перемещению спроса сейчас нет.
При это, несмотря на сокращение спроса в период экономического кризиса, те, кто привык путешествовать, вряд ли откажутся от поездок. Ведь многие люди рассматривают свой отдых как инвестиции в работоспособность.
Поэтому и прогнозы на дальнейшее развитие этого рынка у некоторых экспертов вполне оптимистические: если не будет второй волны кризиса, ситуация непременно стабилизируется. Тем более что сейчас Петербург отодвинулся всего лишь на два года назад по количеству туристов, выезжающих за границу.
– Расходы на отдых являются второстепенными по отношению к тратам на обучение, жилье, здоровье, — говорит Георгий Мохов. — Тем не менее сейчас только 20% людей сократило расходы на отпуск. Это немного.

Валерия КЛИМЕНТЬЕВА

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1504107900.gif
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»