Общество / 3 ноября 2010

Рельсами по воде

В Петербургском метрополитене открыли необычную выставку

В переходе между станциями «Садовая» и «Сенная» на днях открылась выставка плакатов с изображением ленинградского метро, — как оно могло бы выглядеть, сложись все иначе. На плакатах — проекты, которые по каким-то причинам были отклонены экспертными комиссиями.

Когда это было!
Наибольшее внимание привлекает проект так и не построенного метро 1901-1902 годов. На высоте нескольких метров над набережной Мойки хотели проложить рельсы, удерживаемые особыми опорами, часть из которых — для экономии места — утопили бы в воде. Пассажиры оживленно обсуждают картинку: «Это когда такое было? А я и не знала». «Да нет же, тут же написано: «Неосуществленный проект» — это только хотели построить». «Жаль, что не построили».
Подобные плакатные экспозиции появятся на путевых стенах других станций метро — «Балтийская», «Невский проспект», «Владимирская» и т. д. Кроме того, можно будет увидеть историю первой очереди петербургской подземки — от Автово до площади Восстания.

Вождь за стеной
Кроме того, в 63 вестибюлях разместят информационные материалы о каждой из станций: кто архитектор, в каком году построена, какие отделочные материалы применялись для оформления, а также о том, что располагалось на ее месте в XIX, а иногда даже в XVIII веке.
Особенно драматичной была судьба «Нарвской». Сейчас в оформлении интерьеров доминируют два цвета — белый и красный, но по проекту 1947 года «Нарвскую» хотели сделать изумрудной. Более того, ей светило стать «Сталинской», однако в дальнейшем от этой идеи отказались. Правда, до 1961 года на торцевой стене зала красовалось изображение вождя. В связи со сменой эпох лик генералиссимуса прикрыли фальшстеной, а потом и вовсе демонтировали.
Кстати, в альтернативном проекте станции «Технологический институт» планировалось разместить большое панно со Сталиным. Вождь должен был спускаться вниз по лестнице, а его встречали бы ликующие граждане.
Примечательно, что проект вестибюля «Владимирской» — единственный из станций первой очереди, на котором изначально не планировалось размещать каких-либо изображений Сталина. Стены «Владимирской» должны были украсить портреты рабочих и колхозниц. Но в итоге этот проект проиграл из-за пышности и сложности исполнения — его просто не осуществили бы в срок.

В дворцовом стиле
Представленные на выставке плакаты с проектами выдержаны в так называемом дворцовом стиле ленинградского метро —  в нем выполнены самые старые станции. Уже в шестидесятые от излишеств отказались — после выхода хрущевского постановления об упрощении.
Администрация метро подчеркивает: цель экспозиций, приуроченных к 55-летию городской подземки, — познакомить пассажиров с историей метрополитена, которая зачастую драматично отражает историю нашей страны.

Тимофей Тумашевич

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1505919854.gif
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»