Общество / 3 ноября 2010

Сериал «Школа»

Кто виноват в конфликтах родителей и учителей?

На прошлой неделе город всколыхнула история, случившаяся в 339-й школе Невского района: один из родителей избил учительницу своего ребенка.

Избил на глазах у других детей. Сегодня, по словам директора школы Олега Кузьмичева, учительница Ольга Харитонова чувствует себя нормально. Можно ожидать, что после осенних каникул — к 8 ноября — она выйдет на работу. Увольняться она не собирается.

Сделать первый шаг
Комментируя этот инцидент, эксперты обвиняют в нем не только отца, но и систему образования. В нынешней ситуации у родителей появилось больше возможностей давить на учителей. Но вместе с тем система закрыта от чужих глаз и не позволяет вовремя вмешаться в конфликт, чтобы предотвратить его в самом начале.

Против мужчины, избившего учительницу, возбуждено уголовное дело по статье 119 УК РФ «Угроза убийством». Также аппарат петербургского омбудсмена Алексея Козырева детально проанализирует ситуацию в этой школе и вынесет свое резюме по данному инциденту. Сам омбудсмен заявил корреспонденту «Курьер-Медиа», что, перебирая свой преподавательский опыт, который составляет 16 лет, он не может вспомнить, чтобы происходило что-то подобное. Но конфликты между родителями и преподавателями были всегда.

— Случай, произошедший в школе Невского района, из ряда вон выходящий. Отношения между родителями и учителями никогда не были простыми. Поэтому я считаю, что преподаватель, если он преподаватель не только «на бумаге», должен первым сделать шаг навстречу для урегулирования конфликта, — поделился своим мнением омбудсмен Козырев.

Власть — советам
Директор петербургской школы-интерната № 289 Денис Голубев называет несколько факторов, которые так или иначе приводят к конфликту между учителями и родителями. Первый — это современная действительность, которая заставляет учеников думать больше о своих правах, чем об обязанностях, и родители потворствуют в этом своим детям.

— В советское время учитель обладал огромным авторитетом в обществе, — говорит Голубев. — Ни детям, ни родителям не надо было объяснять, что к учителю необходимо относиться с уважением, тогда были традиции школы. Сейчас, с приходом демократии и свободы, дети озаботились своими правами, причем родители теперь качают права и обвиняют учителей, говоря педагогу: «Вы должны!».

Второй фактор, озвученный педагогом, — это переполненные школы, где, естественно, родители со своими проблемами порой не могут достучаться до учителей. Хотя бывает и наоборот: учитель пытается донести до родителей проблемы их ребенка, но те не придают этому значения.

Сегодня сложно говорить о какой-то конкретной статистике конфликтов и правонарушений в школах, говорит руководитель центра семейного права при международной коллегии адвокатов Ия Гольдич. Исходя из своей практики, Гольдич говорит, что родители обращаются в суд крайне редко, но к помощи адвокатов прибегают регулярно. Так, адвокат может выступить в качестве переговорщика между школьником и преподавателем. Но, заключает Гольдич, существующая система школьного обучения такова, что когда родители начинают отстаивать права ребенка с использованием юриста, педагогический коллектив делает все возможное, чтобы ребенок покинул школу.

По словам преподавателя Павла Другова, основные претензии родителей к учителям обычно сводятся к оценкам (не то и не так), аттестации (что-то не учли, где-то были пристрастны), грубости. Как решить эти проблемы миром?

— В случае серьезных разногласий в идеале должны быть образованы советы из участников конфликта, — объясняет Другов. — И при помощи этих советов должен быть найден выход. Если виноват учитель, ему вначале выносят дисциплинарное взыскание, затем строгое дисциплинарное и увольняют. Последнее, правда, случается довольно редко.

Проверять — не выпускать
Каким образом осуществляется охрана в петербургских школах и могут ли охранники действительно обеспечить безопасность учеников (и, как теперь выясняется, и учителей)? Существует два варианта — наем лицензированного охранника и школьная вахта. В первом случае за охрану платят родители. Скидываются ежемесячно. Как правило, речь идет о сумме в пределах 100 рублей в месяц.

— Как только этот вопрос будет решен на госуровне, сразу изменится качество охраны школ, — говорит сотрудник одного из охранных предприятий, просивший не указывать его имя. — Деньги, которые сегодня собирают родители, мизерные. Их хватит на бабушку-пенсионерку, а не на профессионала, который мог бы принять меры в случае ЧП. И вообще средняя зарплата охранника — 15 тысяч рублей. Кто пойдет на такие деньги? Да и не каждый сможет работать в школе, все-таки здесь своя специфика.
Основные обязанности охранника — проверять тех, кто приходит в школу, и не выпускать учеников до окончания уроков без разрешения от учителей или директора. В обязанности, кстати говоря, не входит разнимать школьные драки.

Второй вариант охраны — это вахта. Как рассказывает директор одной из школ Приморского района Алла Чередниченко, работает эта вахта по принципу КПП. Человек подходит к дверям школы, звонит в домофон и связывается с вахтером, объясняет, куда и зачем он идет, есть ли у него договоренность с учителем, после чего регистрируется в журнале и вахтер провожает его до нужного кабинета.

— Если к педагогу рвется нетрезвый человек, его никто не пустит. Кроме того, в каждой школе на вахте или на пульте охраны установлена тревожная кнопка, после нажатия на которую через несколько минут приезжает милиция, — говорит Чередниченко. Кстати, в милицию также поступает информация о заключении договора между школой и охранным предприятием. Если обнаружится, что вместо лицензированного охранника в школе сидит бабушка, такую контору сначала предупредят, а при повторном нарушении лишат лицензии.

Павел ЛАВРЕНТЬЕВ,
Валерия КЛИМЕНТЬЕВА

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1504107900.gif
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»