Общество / 14 августа 2009

Я тебя закопаю

Пока в городской администрации рассуждают о рациональном сборе отходов, стеклопосуду вместо повторного использования перерабатывают на бой. При нынешних бросовых ценах ее сбор никому не интересен.
Пока в городской администрации рассуждают о рациональном сборе отходов, стеклопосуду вместо повторного использования перерабатывают на бой. При нынешних бросовых ценах ее сбор никому не интересен.

Торгуй безвозвратно

20 лет назад сдача одной бутылки приносила до 20 копеек, что было сопоставимо с ценой булки. Сейчас больше рубля сборщикам не платят. Чтобы заработать на тот же хлеб, нужно сдать полтора-два десятка бутылок. Заработок не оправдывает трудозатрат.
Кстати, в Петербурге около четырех лет назад производители напитков один за другим отказались от залоговой стоимости. В довершение бед каждый завод производит бутылку собственной «оригинальной» формы, которая больше нигде не нужна.
– Порядок должен быть простым: надо включать залоговую цену самой бутылки в розничную цену вина или пива, — говорит координатор проекта эффективного использования ресурсов петербургского отделения «Гринпис» Игорь БАБАНИН. — Но сейчас заводы этого не делают и не станут делать по своей инициативе. Ведь повышение цены снижает конкурентоспособность. По данным эксперта «Гринпис», за рубежом возвращение бутылки в оборот подкреплено законами о торговле. Магазины, торгующие напитками, обязаны принимать посуду обратно по установленной цене. И тогда они уже сами вынуждены повышать цены на пиво, чтобы не нести потерь.
В России же федеральный законопроект в Госдуме «застрял» с 2002 года. Его принятию сопротивляются лоббисты, главным образом производители стеклопосуды. И — производители напитков. Хотя им-то, казалось бы, прямая выгода от возврата. Одна бутылка может пройти за время своей службы до 20 рабочих циклов. Так какой смысл закупать новую посуду?

Утекающая прибыль

Если пункты вторсырья зарабатывают, то не на посуде. Для того чтобы оправдать на стеклотаре затраты на аренду (15 тысяч рублей за подвал), пункт должен пропускать через себя около 50 тысяч бутылок в месяц.  Но малоимущие столько не принесут. А платить сборщикам больше рубля пункты вторсырья не могут.
– Я, дилер, готов принимать стеклотару, но закупочная цена не поднималась уже четыре года, — рассказывает частный предприниматель, владелец нескольких пунктов вторсырья Виктор БАБЮК. — Вдобавок  заводы теперь требуют специально паковать посуду.
По словам предпринимателей, за последний год им урезали закупочную цену. Крупные компании теперь принимают оптовые партии не по 1,65 руб., а по 1,45 руб. за бутылку.
Поэтому из других регионов посуда вообще не возвращается в производство. Когда кафе в Ленобласти или в Карелии закупает партию пива «Балтика», потом оказывается дешевле отправить тару на бой и захоронить, чем сдавать для отправки в Петербург. 
Но тогда это просто чудеса рынка: пунктам сбивают оплату, хотя пивовары поднимают цену закупки. Та же «Балтика» за последний год увеличила общие выплаты поставщикам на 15%. Крупный оптовик получает от завода уже 2,25 руб. с бутылки.
– Мы используем в производстве около 35% оборотной тары, — говорит заместитель директора по закупкам пивоваренной компании «Балтика» Станислав ШИТКОВ. — И по сравнению с прошлым годом процент сбора вырос на 4%.
В то же время сбор в петербургских пунктах  по сравнению с 2008 годом плавно сокращается, и может катастрофически упасть. По нашим данным, условия на рынке вторсырья с недавних пор определяют две крупные фирмы. Остальные предприниматели не имеют возможности прямой поставки посуды на алкогольные комбинаты и пивзаводы.
– И сколько бы завод ни поднимал цену приёмки, эта разница лишь увеличит сверхприбыли посредников, — прокомментировал еще один владелец пунктов вторсырья на условиях анонимности. — Монополисты сейчас имеют «навар» от 80 копеек с бутылки, а наш доход вдвое меньше.
Как считают предприниматели, крупным фирмам удалось подмять и поделить рынок благодаря личным  связям с топ-менеджерами заводов. Есть основания заподозрить сговор при заключении долгосрочных контрактов на закупку «вторички». Представители пивоваров прокомментировать корреспонденту «СПб Курьера» свои отношения с поставщиками отказались.

Либо печь, либо свалка

Владельцы пунктов  просят поддержки городской администрации, напоминая, что их бизнес не только дает людям работу, но и помогает очистке города. По их мнению, нужно ввести компенсации на аренду помещений (в Европе такие меры поддержки считаются нормой).
– Если ситуацию с закупкой не исправят, сбор стеклотары будет сведен до размеров «фигового листка», будет лишь прикрытием для приема металла, — говорит индивидуальный предприниматель Владимир КОСМАЧЕВ.
По мнению Станислава Шиткова, для поощрения сбора можно задействовать специальные грузовики, объезжающие дворы по расписанию.
Администрация, судя по полученным редакцией ответам, и впредь не намерена регулировать рынок сдачи-приёмки. Запрос, поданный в Комитет по экономическому развитию, промышленности и предпринимательству, чиновники отклонили, заявив, что меры экономического стимулирования и залоговой стоимости стеклотары их не касаются. И переадресовали… в Жилищный комитет, который занимается вывозом и утилизацией мусора. Стало быть, судьба, которая ждёт большую часть посуды: либо печь, либо свалка.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС

КСТАТИ

В Москве уже несколько лет реализуется программа по установке специальных автоматов, так называемых фандоматов, для утилизации пластиковых бутылок и алюминиевых банок, сбор которых в последнее время стал более выгодным способом заработка по сравнению со сбором стеклянных бутылок.
К настоящему времени на столичных проспектах и улицах установлено более двух тысяч фандоматов, оборудованных специальными датчиками, которые позволяют распознать вид тары. Сдающий через фандомат получает за пластиковую бутылку
10 коп., а за алюминиевую банку от 40 до 70 коп. Сами фандоматами стоят от 4 800 до 7 000 евро. Приемный контейнер устройства, производимого в Германии, определяет вес и объем тары, а специальное сканирующее устройство способно распознавать тридцать тысяч штрих-кодов и позволяет точно идентифицировать сданный объект. Аппараты оборудованы специальными прессами, которые сминают банки и бутылки. Каждый фандомат рассчитан на прием примерно 400 алюминиевых банок, которые являются наиболее доходной тарой. Оператором сети фандоматов в Москве является одна-единственная компания — «ПрофБизнесТелеком», получающая дотации из городского бюджета. По данным этой компании, каждый установленный фандомат обеспечивает частичную занятость одного-двух человек, всего же компания трудоустроила 1 400 подростков: курьеры, осуществляющие выемку тары из автоматов, зарабатывают от трех тысяч рублей в месяц, а техники-программисты, настраивающие аппараты, — до девяти тысяч.


Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1505919854.gif
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»