Общество / 5 ноября 2010

Когда не хватает кислорода, или Внимание, перинатальная энцефалопатия!

Cегодня, к глубочайшему сожалению, мы все чаще и чаще встречаем в медицинских картах детей такие диагнозы — перинатальная энцефалопатия, задержка речевого развития, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Cегодня, к глубочайшему сожалению, мы все чаще и чаще встречаем в медицинских картах детей такие диагнозы — перинатальная энцефалопатия, задержка речевого развития, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Все эти диагнозы в той или иной степени говорят об отклонении в развитии одной из важнейших систем детского организма — нервной системе. А это и интеллект, и поведение, и, по сути, будущая успешная или неуспешная взрослая жизнь человека. А начинаются эти большие и маленькие проблемы во многих случаях с периода внутриутробного развития.

О перинатальной энцефалопатии, причинах возникновения и последствиях заболевания, а также о методах его коррекции мы поговорим с кандидатом медицинских наук, доцентом Педиатрической медицинской академии, сотрудником Консультативно-диагностического центра СПбГПМА, врачом-неврологом высшей категории Наталией БОГОЯВЛЕНСКОЙ.

– Наталия Михайловна, что такое перинатальная энцефалопатия (ПЭП) и почему она может развиться в самом начальном, внутриутробном периоде жизни ребенка?
– Многим мамам непонятен сам термин ПЭП. А расшифровывается он так: по-латыни энцефалон — головной мозг, патия — патология головного мозга, перинатальная означает, что патология головного мозга ребенка получена во время беременности мамы, во время родов или в раннем послеродовом периоде. Что же может привести к неправильному течению беременности? Все факторы, которые сопровождаются недостаточным поступлением в кровь плода кислорода, иначе говоря, гипоксией, — токсикоз беременности, внутриутробные инфекции, перенесенные будущей мамой грипп, ангина, бронхит. Очень часто это могут быть хронические очаги инфекций у матери, например, кариозные зубы, хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит. Если мы говорим о заболеваниях внутренних органов, то это гипофункция щитовидной железы, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, стрессы и т. д. Список довольно обширен. Огромную роль играют и вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Причем особенно неблагоприятное воздействие на плод эти факторы оказывают на самых ранних стадиях беременности, приводя к различным порокам в развитии нервной системы, сердца, конечностей, зрительного аппарата, незаращению мягкого и твердого неба, в народе называемому «заячья губа». И, несомненно, нельзя списывать со счетов вредное влияние неблагоприятной экологической среды мегаполиса — загрязненность воздуха, низкое содержание кислорода в воздухе, токсические примеси и т. д.

– Но ведь бывает и так, что вся беременность прошла «на отлично», однако ребенок пострадал во время родов?
– Это встречается достаточно часто, а виной тому слабость родовой деятельности, стремительные роды, наложение щипцов или вакуум-экстрактора, кесарево сечение. Очень часто поражение головного мозга при этом может сочетаться с травмой шейного отдела позвоночника. Если роды шли по какому-то из вышеперечисленных сценариев, вероятность кислородного голодания мозга новорожденного весьма велика. Если мы говорим о раннем послеродовом периоде, то основным фактором развития ПЭП может служить инфекция, поражающая головной мозг и его оболочки.

– Звучит достаточно страшно, и думается, многие мамочки в зависимости, если можно так сказать, от фазы процесса схватились кто за животик, кто за голову, кто за младенца...
– Хочется успокоить уважаемых мамочек, потому что ПЭП в большинстве случаев относится к достаточно легким нарушениям со стороны нервной системы новорожденного, но, к сожалению, слишком часто встречающимся. Более того, мой многолетний опыт работы с детьми показывает, что легкие и стертые формы ПЭП зачастую недооцениваются педиаторами и детскими неврологами. Когда ребенку исполняется год, его снимают с учета и в дальнейшем никаких реабилитационных мероприятий уже не проводят.
Однако головной мозг еще долгое время остается ослабленным и последствия ПЭП могут проявиться у ребенка в более старшем возрасте. Это могут быть задержка речевого развития и заикание, синдром гиперактивности, нарушения сна, гипертензионный синдром и другие неврологические нарушения.
Неприятности, связанные с последствиями перенесенной ПЭП, подстерегают ребенка и в школьном возрасте. Очень часто это жалобы на головные боли, дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение речи), неврозоподобные нарушения, снижение успеваемости, памяти и мышления, синдром дефицита внимания, психопатологическое формирование личности в подростковом возрасте.
И, как вы сами понимаете, все вышеперечисленные неприятности могут очень серьезно сказаться на будущем здоровье ребенка, на его социальной адаптации, получении высшего или специального образования, на карьере и построении семьи.

– Но ведь случается и так, что врачи просмотрели симптоматику ПЭП, поскольку в раннем послеродовом периоде она была стертой. Что должно насторожить мамочку? Какая симптоматика должна подвигнуть ее на обращение к специалисту?
– Все-таки ранняя диагностика ПЭП это прерогатива квалифицированного детского невролога. Хотя некоторые явные признаки нездоровья могут насторожить маму или бабушку, причем непосредственно после выписки из родильного дома. Это частые обильные срыгивания после кормления, дрожание подбородка и ручек ребенка при крике. Мамы должны четко понимать — здоровый новорожденный, если он накормлен, сухой, если ему тепло и комфортно, должен спокойно спать большую часть дня и ночи. Если же он беспричинно много плачет, не спит, срыгивает, у него снижен или чрезмерно повышен мышечный тонус в ручках и ножках, маме следует срочно показать ребенка педиатру и детскому неврологу. Специалисты разберутся, есть ли у ребенка ПЭП или нарушения его поведения связаны с другими причинами, например, у ребенка просто болит животик. Из дополнительных методов обследования абсолютно безопасно и информативно по назначению врача сделать УЗИ головного мозга и шейного отдела позвоночника.

– По мере роста ребенка эти отклонения стираются?
– Не всегда. Нередко отклонения в развитии нервной системы с возрастом становятся более явными, и внимательный доктор не только заметит, но и покажет их маме, даст ценные указания по воспитанию такого малыша, назначит правильное лечение и реабилитацию на длительный период. Кстати, называются последствия ПЭП — минимальная мозговая дисфункция (ММД), или, по новой Международной классификации болезней, резидуальная энцефалопатия.

– А какими симптомами проявляется ММД?
– В дошкольном возрасте к неврологическим проявлениям последствий ПЭП относится задержка речевого развития. Если ребенок к двум годам не начал разговаривать, следует обратиться к детскому неврологу. Однако надо отметить, что речь развивается у всех детей индивидуально и отсутствие звукопроизношения до двух лет не всегда является патологией. Но об этом может достоверно судить только специалист. Никакая самодиагностика и самолечение со стороны родителей здесь недопустимы. Другим достаточно ранним проявлением ММД в дошкольном возрасте является гипертензионно-гидроцефальный синдром. Клинически он проявляется беспокойным сном, вскрикиваниями, плачем, капризами, метеозависимостью, ребенок часто хватается ручками за голову, и мы можем догадаться, что у него она болит. В этом случае стоит сделать УЗИ, и во многих случаях будут выявлены признаки внутричерепной гипертензии, а на УЗИ шейного отдела позвоночника — нестабильность шейных позвонков.

– А столь часто встречающийся сегодня, в какой-то мере даже «модный» диагноз — СДВГ?
– Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также можно диагностировать в дошкольном возрасте. Ребенок не может спокойно посидеть на месте ни одной минуты, ломает игрушки, рвет книжки, постоянно куда-то несется, причем каждое последующее его действие непредсказуемо. Но СДВГ следует отличать от других неврозоподобных нарушений поведения этого возраста, например, истероформных приступов, агрессивного поведения и др.
Что касается вялого или заторможенного поведения, здесь необходимо исключить задержку психомоторного или психоречевого развития, и в этом родителям опять-таки могут помочь детский психолог и психоневролог. И последнее, на что бы я обратила внимание родителей и педиатров. Дошкольники 3-5 лет, посещающие детский сад, очень часто болеют простудными заболеваниями. Как правило, причинами таких частых простуд врачи считают перекрестные инфекции и снижение иммунитета. Я как невролог добавила бы, что при ПЭП зачастую поражаются отделы центральной нервной системы, которые отвечают за общефизическое развитие ребенка и состояние иммунитета.
Поэтому в комплекс противопростудных средств я бы включила и детские иммуно-модуляторы, и препараты для стимулирования нервной системы, а именно гипоталамо-гипофизарной области. В противном случае ребенок все детство обречен постоянно болеть, получать осложнения со стороны бронхолегочной системы, которые иногда приводят к развитию бронхиальной астмы.

– И все-таки имеется ли какая-либо возможность у врачей и родителей предупредить или смягчить последствия перенесенной ребенком ПЭП?
– Вы задали очень правильный вопрос. Заболевание легче предупредить, чем потом его лечить. Даже если у родителей ребенка, перенесшего ПЭП, нет никаких жалоб на поведение, психомоторное и речевое развитие малыша, следует до трех лет с целью профилактики посещать детского невролога. Целесообразно дважды в год проводить курсы массажа, развивать тонкую моторику и координацию, не допускать переутомления или перевозбуждения ребенка, в домашних условиях делать успокаивающие или тонизирующие ванны, укреплять нервную систему путем приема витаминов группы В, препаратов кальция, магния, йода, фосфолипидов, полиненасыщенных жирных кислот, повышать иммунитет.

Беседовала Инга ПЕТЕРС

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1505919854.gif
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»