Общество / 10 сентября 2009

Несунов отлавливают пачками

С развитием экономического кризиса объем краж товаров из магазинов, совершаемых покупателями, вырос на треть. От магазинных воришек больше всего страдают крупные супермаркеты и сетевые магазины, где продаются самые различные категории продовольственных и непродовольственных товаров.
С развитием экономического кризиса объем краж товаров из магазинов, совершаемых покупателями, вырос на треть. От магазинных воришек больше всего страдают крупные супермаркеты и сетевые магазины, где продаются самые различные категории продовольственных и непродовольственных товаров.
Кражи непродовольственных товаров: одежды, косметики, мультимедийных товаров в первой половине 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились вдвое.
Медленно, но верно растет и средняя сумма похищаемых продовольственных товаров. При этом все большее внимание магазинных воришек привлекают элитные товары: кофе, колбаса, икра, алкогольные напитки. Зачастую эти товары воруются не для собственного потребления, а для дальнейшей перепродажи. Отмечается всплеск краж сторонними мерчендайзерами — представителями поставщиков, которые сами раскладывают свой товар по полкам магазинов, чего в предыдущие годы практически не наблюдалось.
– Кроме того, участились кражи группами покупателей в составе 2-3 человек, несовершеннолетними, находящимися без присмотра родителей, и даже представителями клининговых компаний, ответственными за уборку помещений, — рассказала корреспонденту «СПб Курьера» Инна СОСНОВА, директор по связям с общественностью компании «Лента».

Миллиарды убытков

По данным службы контроля и режима компании «Лента», сравнительный анализ первого полугодия 2009 года с аналогичным периодом прошлого года показывает рост числа краж на 33%. С января по июнь 2009 года сотрудниками отдела контроля и режима торговых комплексов «Ленты» совместно с работниками ЧОПа было задержано 15416 человек. В грубом приближении, применительно к масштабам всей петербургской торговли, эту цифру, наверное, можно смело увеличить, как минимум, в десять раз, чтобы получить представление о масштабах магазинного воровства в целом по Санкт-Петербургу.
У других крупнейших ритейлеров, например у корпорации Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), также наблюдается рост краж. На Северо-Западе в сети дискаунтеров «Пятерочка» рост хищений за 6 месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 66%, в супермаркетах «Перекресток» — 18%, в гипермаркетах «Карусель» — 10%.  В целом в магазинах корпорации, расположенных в Петербурге и Ленобласти, было зафиксировано более 28 тысяч попыток совершить кражу. Причем львиная доля задержаний (более 26 тысяч) приходится на покупателей и лишь чуть более тысячи — это сотрудники аутсорсинговых компаний и поставщиков (уборщицы, мерчендайзеры).
По оценкам некоторых отраслевых экспертов, в среднем крупная российская торговая сеть ежегодно теряет из-за краж свыше 3,5 млрд рублей.
Далеко не все магазинные воришки, даже после задержания сотрудниками магазинов, попадают в руки правоохранительных органов. Причиной стало повышение отечественными законодателями минимальной стоимости украденного, после которой наступает привлечение злоумышленника к уголовной ответственности по статье 158 УК РФ (кража), со 100 до 1000 рублей. В случае, если ущерб, нанесенный злоумышленником, не превышает 1000 рублей, правонарушитель привлекается к административной ответственности и выплачивает штраф, говорит адвокат Евгения БУРМАСОВА. Согласно нормам законодательства размер штрафа обычно равен пятикратному размеру похищенного, но не менее 1000 рублей. Само собой, в дополнение к штрафу незадачливый воришка должен будет возместить сумму нанесенного ущерба — то есть выплатить магазину стоимость похищенных товаров.

Защитные порядки

Однако на этом дело вовсе не заканчивается. Попавшийся на воровстве может быть занесен в черный список компании — и каждый раз, посещая магазины торговой сети, тщательно досматриваться сотрудниками безопасности.
Торговые предприятия уже давно завели своеобразные «базы данных» попавшихся воришек с фотографиями злоумышленников. И в большинстве торговых сетей налажен обмен информацией между различными торговыми комплексами сети о попавшихся на воровстве персонах, дабы иметь возможность опознать их при визитах в другие магазины сети. Правда, информация эта существует только для пользования внутри каждой конкретной торговой компании. Разные операторы друг с другом данными о задержанных воришках не обмениваются, поскольку создание такого рода баз данных, с полной информацией о злоумышленниках (с фамилией, адресом и другими сведениями), не признанных по суду преступниками, с юридической точки зрения незаконно.
Традиционно для предотвращения краж торговые предприятия используют самые различные способы, основанные как на современной технике, так и на человеческом факторе. Лучший результат дает комбинированное использование методов защиты. Это и визуальное наблюдение с помощью камер, и отслеживание службой охраны передвижения клиентов непосредственно в торговых помещениях, и дополнительная защита наиболее часто воруемых товаров с помощью специальных наклеек или магнитных меток, и система контроля кассовых операций, а также подготовка и инструктаж персонала: продавцов, кассиров и охранников.
Практически во всех сетях и даже в небольших магазинах регулярно проводятся тренинги и тематическое обучение персонала эффективному использованию всех имеющихся технических систем безопасности. В каждом торговом комплексе любой из сетей ежемесячно подводятся итоги работы контролеров с обязательным определением эффективности работы каждого. При этом существует строгая специализация: есть контролеры видеонаблюдения, контролеры торгового зала, контролеры расчетно-кассового узла.

И бизнес, и болезнь

Профессиональные психологи выделяют три условные категории людей, ворующих в магазинах.
– Первая — это, разумеется, профессионалы, те, кто сделал для себя из воровства в магазинах профессию. Ко второй группе относятся материально стесненные люди, которые чем-то напоминают детей, оказавшихся в магазине: кругом столько соблазнов, а возможности купить нет. И тут срабатывает эгоистичный принцип: «я хочу — я взял», — пояснила корреспонденту «СПб Курьера» психолог Наталья ГРИЩЕНКО. — И, наконец, к третьей группе относятся люди, ворующие из азарта, жажды адреналина и острых ощущений, зачастую от ложного ощущения собственной безнаказанности.

Антон САМАРИН
Фото www.think-code.com


Инцидент

Иногда при задержании злоумышленников случаются казусы — 29 августа около 20 часов в одной из петербургских «Лент» гражданин пытался пронести мимо кассы по четыре упаковки филе красной рыбы (сёмги и форели) и палку сырокопченого сервелата — в общей сложности на 1276 рублей с копейками. Замеченный за этим неблаговидным делом охраной гражданин стал оказывать сопротивление, попытался удариться в бега, но немного не рассчитал траекторию и врезался головой в стеклянную стенку тамбура между дверьми. Стекло, стоившее значительно больше товара, который злоумышленник пытался вынести из магазина, разбилось вдребезги, а беглец даже не пострадал. Для дальнейшего разбирательства его передали в ближайший отдел милиции.

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»