Общество / 10 сентября 2009

"Баранки" гну

За несколько последних дней маршрутки вновь пополнили список аварий с тяжким исходом. В субботу ночью на Белградской улице «Газель» на скорости влетела в разрытую шахту теплоснабжения. Автомобиль сгорел. В огне вместе с водителем погиб единственный на тот момент пассажир. В понедельник вечером микроавтобус маршрута №121 столкнулся с легковушкой в Выборгском районе, на пересечении проспектов Культуры и Просвещения. Машины от удара раскидало далеко друг от друга, автобус лёг на бок. Пострадал сам водитель и двое пассажиров, их госпитализировали. Маршрутка, по словам участницы аварии, выскочила на перекресток под красный свет.
 За несколько последних дней маршрутки вновь пополнили список аварий с тяжким исходом.
В субботу ночью на Белградской улице «Газель» на скорости влетела в разрытую шахту теплоснабжения. Автомобиль сгорел. В огне вместе с водителем погиб единственный на тот момент пассажир. В понедельник вечером микроавтобус маршрута №121 столкнулся с легковушкой в Выборгском районе, на пересечении проспектов Культуры и Просвещения. Машины от удара раскидало далеко друг от друга, автобус лёг на бок. Пострадал сам водитель и двое пассажиров, их госпитализировали. Маршрутка, по словам участницы аварии, выскочила на перекресток под красный свет.


И снова нелегалы

В случае с маршруткой, которая сгорела в яме, крупные компании поспешили отмежеваться от нарушителя. Как подчеркнуло Петербургское бюро транспортной информации, «Газель», провалившаяся в яму во Фрунзенском районе, принадлежала нелегальному перевозчику. Индивидуальный предприниматель обслуживает коммерческие маршруты без договора с городом. В частности, «Газели» этого предпринимателя возят посетителей в гипермаркеты.
Многие тяжелые аварии действительно происходят с участием нелегалов. Так было и в апреле этого года с маршруткой № 545 в Пушкине, когда погиб один человек и пострадали еще шестеро. Водитель не пропустил машину, идущую по главной дороге. Однако в одной из самых нашумевших аварий, когда полтора года назад автобус к-156 подставил бок под удар автобуса № 190 (2 погибших, 11 раненых), обе машины принадлежали крупнейшему из трех «законных» перевозчиков — компании «Питеравто». За рулем одного из автобусов был уроженец Осетии, другим управлял гражданин Узбекистана. Последующие проверки компаний показали, что многие водители не владеют русским языком, а их миграционные и рабочие документы иногда отсутствовали вовсе либо поражали грубостью подделки.

В сложных условиях

Как заверили в компании «Питеравто», сейчас правила жесткие, их строго соблюдают. Претендент должен иметь права категории «D» и стаж вождения в этой категории не менее трех лет. Кроме того, от иностранцев при приёме на работу обязательно требуют разрешение на работу по специальности «водитель автобуса». Все кандидаты должны пройти обязательный экзамен (практический и теоретический) на знание ПДД. Его проводит отдел безопасности дорожного движения самой компании. Также после приема все сотрудники проходят инструктаж и стажировку, на которой изучают особенности будущего маршрута.
Увы, наличие бумажки с иностранным гербом не всегда означает, что ее владелец имеет опыт такой работы. Как заметили в Комитете по транспорту, водительские права и стаж ми­гранта часто невозможно проверить. Поэтому с 2011 года по условиям нового конкурса и договора на перевозки будет разрешено нанимать лишь водителей автобуса, уже имеющих трехлетний стаж на территории России.
После громких аварий город ужесточил требования и проверки и доля мигрантов у легальных перевозчиков снизилась, но ненамного.
Заметим, что в авариях фигурируют в основном имена граждан среднеазиатских стран. Еще в хронике происшествий можно часто встретить имена россиян из Осетии и других республик. В то же время автобус в остановку на Таллинском шоссе, где случилось в прошлом году жуткое ДТП, вогнал не гастарбайтер. Как не раз замечали проверяющие, причины вопиющих нарушений на дороге кроются даже не столько в национальности и опыте водителя, сколько в недопустимых условиях труда и отдыха.

Мы летаем для вас

Лето ознаменовалось забастовками на маршрутах. Взбунтовались водители «Питеравто» — после того как им подняли план выручки на 300-500 рублей в день. Водители утверждают, что их фактически принуждают работать себе в убыток: после оплаты ремонта и горючего шофер может вовсе остаться без доходов или доплачивать в пресловутый «план» для предприятия из своего кошелька.
Как рассказал корреспонденту «СПб Курьера» бывший сотрудник компании «Третий парк», многие петербуржцы как раз и ушли из коммерческих пассажирских перевозок по мере повышения плана выручки и снижения заработков. Чтобы получать хоть какие-то деньги для семьи, надо гонять машину и себя на износ.
В руководстве «Питеравто» считают, что «переработки» скорее исключение, чем правило: «В компании регулярно проводят линейные проверки на маршрутах и ужесточают контроль за режимом работы водителей. За выездом машин на линию и возвращением в парк следят камеры наблюдения. Служба линейного контроля проверяет соблюдение режима».
Для пассажиров стоимость маршруток в Петербурге — одна из наивысших в России, дороже, чем в Москве. В среднем проезд стоит 24 рубля. Фиксированный оклад водителей маршрутки обычно не превышает предписанного законом минимального размера. За безаварийную работу и выполнение плана полагается премия. Совмещать «убийственный план» с соблюдением требований удается не всем. Как гласит надпись в салоне: «Мы летаем для вас!».

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС


Это важно

По условиям нового конкурса, с 2011 года повышаются требования к водителям. Они должны иметь опыт работы в России не менее трех лет либо пройти переподготовку. Иностранцам необходимо подтвердить подлинность водительского удостоверения запросом через МВД и сдать экзамен на знание русского языка.
Водителям также придется периодически проходить мед­осмотр, чтобы исключить употребление наркотиков и психотропных средств.
Вводятся взыскания за курение за рулем, разговоры по мобильнику, сбор платы за проезд водителем — то есть за все, что снижает безопасность движения.
Кроме того, водителей оденут в единую форму, на которой будут указаны личные данные.

Как это было

29 апреля 2009 года в Пушкине пассажирская «Газель» маршрута № 545 столкнулась с Фольксвагеном. Погиб один человек и пострадало шесть. Перевозчик не имел договора с городом.
За год до того, 18 марта 2008 года, «Газель» того же 545-го маршрута была разбита грузовиком Volvo на Пулковском шоссе. Пострадали 12 человек. По их словам, водитель при манёвре нарушил все возможные правила. Деньги пострадавшим до конца не выплатили: индивидуальный предприниматель отрицал свою при­частность к аварии.

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»