Общество / 15 мая 2012

Георгий Полтавченко рассказал о будущем Петербурга

Георгий Полтавченко впервые выступил с губернаторским отчетом перед Законодательным Собранием. Отметив, что после вступления в должность нового президента его отчет приходится уже на новую политическую и социальную реальность, Полтавченко заявил, что хотел бы говорить не только о том, что сделано, а о том, что нужно и важно делать дальше.
Георгий Полтавченко рассказал о будущем Петербурга

 

Георгий Полтавченко впервые выступил с губернаторским отчетом перед Законодательным Собранием. Отметив, что после вступления в должность нового президента его отчет приходится уже на новую политическую и социальную реальность, Полтавченко заявил, что хотел бы говорить не только о том, что сделано, а о том, что нужно и важно делать дальше.

 

О Петербурге как глобальном центре

 

— В жизни города начинается новый этап. Из северной столицы России, из "локального героя", ему предстоит стать глобальным центром. Одним из тех суперрегионов, что концентрируют качественные финансовые и человеческие ресурсы и задают тон мировому развитию. А для этого, прежде всего, необходимо повысить качество государственного управления. От исполнительных органов государственной власти потребуется совершенно иной уровень координации действий при организации работ и распределении ресурсов. Решающими факторами становятся повышение качества бюджетного планирования и бюджетного нормирования, рационализация системы закупок для нужд города и более тщательное составление всех планов и программ.

 

Вот почему мы так взвешенно подошли к составлению Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года. В ноябре прошлого года этот документ был вынесен на общественное обсуждение, а в конце марта — принят постановлением Правительства. Теперь все наши расчеты и планы мы можем выстроить на единой основе. Появляется шанс покончить с теми безобразиями, — а другого слова тут не подобрать, — когда одну и ту же дорогу закрывают сначала для ремонта проезжей части, а через полгода — для ремонта труб. Когда трамвайные пути на одной и той же улице снимают, потом возвращают, потом снова снимают и снова возвращают.

 

— Петербург должен войти в рейтинг ведущих центров современной промышленности. Стать лидером инновационно-технологического развития. Интегрироваться в глобальную экономику знаний. Раскрыть на новом уровне свой культурный и туристический потенциал. Сформировать креативную среду для самореализации жителей. Мир должен узнать Санкт-Петербург как самый лучший город для творчества и работы.

 

О коммуналках

 

— За 10 благополучных лет Петербург расселил около 16 тысяч коммунальных квартир – как правило, наиболее интересных инвесторам. Тем не менее, к 31-му декабря 2011 года в городе еще осталось 104 677 коммуналок. <…> Если тенденция сохранится, ленинградские коммуналки и до XXII века доживут. А если поставить задачу шире и повести речь о развитии исторического центра Петербурга, появляется шанс расселить порядка 30 тысяч расположенных там коммунальных квартир. Это дополнительно к действующим в городе жилищным программам.

 

Об историческом центре

 

— Сохранение и развитие исторического центра Петербурга я считаю нашей первой и ключевой задачей. Центр является материальным воплощением петербургской культуры и нашим главным преимуществом в глобальной конкуренции мегаполисов. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО называет его "единственным в своем роде и совершенным воплощением на обширном пространстве в течение 200 лет европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом".

 

Вместе с тем 62% жилого фонда в историческом центре изношены на 30 и более процентов. Состояние инженерных сетей не отвечает современным представлениям о комфорте. 8 тысяч квартир не имеют ванных комнат. Отдельные кварталы Адмиралтейского, Василеостровского, Центрального и Петроградского районов уже сегодня находятся на грани деградации <…>.

 

В 2011 году Правительство Петербурга инициировало разработку специальной комплексной программы на 2013-2018 годы. Ее цель — сохранение объектов культурного наследия и выявленных объектов с одновременным комплексным ремонтом или реконструкцией исторических зданий в окружающей их застройке, а также ремонт и реконструкция дорог, инженерных сетей, объектов благоустройства и нежилого фонда.

 

Сейчас работа над программой активно продолжается. В ее основу положен принцип поквартальной реконструкции. Средства поступят из федерального и городского бюджетов, а также из внебюджетных источников. По предварительным расчетам, для приведения в порядок только первых 7 кварталов — а это менее 9% территории исторического центра — потребуется порядка 220 млрд. рублей.

 

Мы рассчитываем, что объекты федеральной собственности будут финансироваться отдельно, а федеральные субсидии по программе составят порядка 30% от общего объема затрат. <…> Средства городского бюджета пойдут, во-первых, на расселение так называемых "сложных" квартир во внутренних дворах, на третьей-четвертой и частично второй линии, куда инвестор никогда не придет. А, во-вторых, на решение вопросов, связанных с дальнейшим использованием домов, которые не представляют ни исторической, ни культурной ценности. <…> Так называемые "интересные" дома первой и частично второй линии мы предложим инвестору. Причем, если ему достается дом без жильцов и расселять никого не надо, подключим его к улучшению инфраструктуры квартала. К строительству паркинга во дворе, подземной стоянки или, например, к реставрации за собственный счет участка набережной, где погонный метр ремонта стоит миллион рублей.

 

— Необходимо четко прописать нормы охранного законодательства. А в Петербурге сейчас, наоборот, тотальная правовая неопределенность. Действие региональных градостроительных регламентов в зонах охраны остановлено по суду из-за того, что не получены необходимые согласования на федеральном уровне. А пока не появятся новые регламенты, в границах зон охраны нельзя вести новую градостроительную деятельность. Это угроза для реализации нашей программы сохранения исторического центра. Поручаю Комитету по градостроительству и архитектуре совместно с Комитетом по охране памятников в кратчайшие сроки подготовить согласованные изменения в Правила землепользования и застройки и направить их на согласование в Министерство культуры.

 

О жилищной политике  

— Правительство города рассчитывает в 2012 году за счет бюджета построить еще больше жилья, практически в два раза – порядка 460 тысяч кв. м. В приоритетном порядке вновь будут обеспечены жильем многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами, которые встали на учет до 1 января 2012 года. Мы продолжаем обеспечивать жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В общей сложности к 1 января 2012 года в Петербурге по 714-му Указу Президента РФ улучшены жилищные условия 10 329 ветеранов. Город начал предоставлять квартиры и такой категории, как малолетние узники фашистских концлагерей.

 

— Считаю, что нам нужно отдельно подумать о развитии городского арендного жилья. Когда в прошлом году нуждающимся предложили не ждать подхода очереди, а нанять жилье у города по приемлемой цене, 500 квартир в новых домах разошлись очень быстро. Поручаю Жилищному комитету определить, кому из очередников — а их у нас 181 с лишним тысяча — может быть предоставлено такое жилье, и какова потребность города в его строительстве.

 

Об обманутых дольщиках

 

— Чтобы избежать новых жертв долевого строительства, мы продолжаем расширять круг компаний, работающих по 214-му федеральному закону. Их количество увеличилось до 80, и на работу таких компаний приходится только 3% жалоб. Но, как и всякая инвестиционная деятельность, долевое строительство несет в себе коммерческие риски. А, значит, должно страховаться. Правительство Петербурга направило в Минрегионразвития предложения о внесении изменений в действующее законодательство. Наши предложения были учтены в проекте Федерального закона "О взаимном страховании гражданской ответственности в долевом строительстве", внесенном в Государственную Думу в декабре 2011 года.

 

Самое худшее положение сегодня у окончательно обманутых дольщиков. Это либо те, с кого собрали деньги и даже не вырыли котлован, либо жертвы двойных-тройных продаж. Все законные возможности поддержки этой категории были использованы. Раньше им оказывалась материальная помощь. Добрую волю проявляли и участники строительного рынка, но после кризиса благотворителей практически не осталось. Сейчас этим людям остается надеяться только на государство. Я считаю, что настало время пересмотреть наш подход к проблеме. Подумать об участии в ее решении бюджетных средств и о создании механизма такого участия.

 

Об инженерной инфраструктуре

 

— Первоочередная задача — замена магистральных тепловых труб, выработавших сверхнормативный ресурс. У городской компании ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" их 44 км. Потребность в финансировании составляет 2,4 млрд. рублей. К сожалению, в бюджете 2012 года на эти цели средств заложено существенно меньше. С учетом остроты колпинской проблемы мною принято решение выделить свыше 900 млн. из Резервного фонда правительства Санкт-Петербурга.

 

Сложнее со вторым владельцем магистральных труб – ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга". Это на их магистрали в Купчино минувшей зимой было 7 прорывов подряд. Причина та же – много лет регламентные работы выполнялись не так, как положено. Сейчас на балансе у "Теплосетей Санкт-Петербурга" 118 километров труб большого диаметра со сроком службы 25 лет и более. Переложить столько за сезон технически невозможно. Но мы договорились с этой кампанией, что в Купчино изношенные магистральные сети будут заменены полностью.

 

Внебюджетное финансирование в городскую энергетику будет продолжаться. Несмотря на изменения в схеме уплаты налогов, мы остаемся стратегическими партнерами с компанией "Газпром". 28 декабря 2011 года подписан очередной договор, в рамках которого ведется реконструкция теплосетей в Адмиралтейском и Центральном районах. До 2025 года там планируется ввести 76 объектов теплоснабжения и переложить 170 км труб.

 

Об уборке снега и текущих крышах  

— При подготовке к зиме был принят ряд важных организационных мер, включая кадровые решения. Установлена персональная ответственность глав районов за качество уборки территорий, а их заместителей – за очистку крыш. <…> Теперь задача номер один —восстановить систему вывоза и утилизации снега. <…> Мы сейчас пересматриваем схему очистки города и строим 15 стационарных снегоплавильных пунктов. Первый, на Октябрьской набережной, в марте был запущен в тестовом режиме, 6 войдут в строй до начала новой зимы, еще 8 – в следующем году.

 

Там, где это возможно, следующей зимой частично перейдем на безопасные для людей и природы технологии обработки улиц — менее агрессивные реагенты и гранитную крошку. Полностью исключить применение соли в зимней уборке мы, конечно, не сможем, но поэтапно будем снижать ее использование.

 

— К сожалению, кровли до сих пор остаются острой проблемой. <…> В рамках 94-го ФЗ у нас, конечно, немного возможностей. Будем, во-первых, жестко требовать выполнения гарантийных обязательств от тех подрядчиков, которые в прошлом году плохо выполнили свою работу. Я думаю, мы это сумеем сделать. Во-вторых, организуем тотальный контроль за качеством ремонта в 2012 году. Он включает проведение конкурсов в срок, а не второпях, и на строго конкурентной основе, обязательное проектирование капремонта и тщательную работу приемочных комиссий.

 

О здравоохранении

 

— Нужно минимизировать бумажную работу поликлиник. По Программе модернизации отрасли предусмотрено до конца 2012 года внедрить единое техническое решение, включающее ведение электронной карточки больного, возможность передачи телеметрических данных и многое другое. <…> Доступ к специалистам и отдельным видам исследований будем расширять за счет возможностей стационаров. Если загрузка районных поликлиник не позволяет за 14 дней попасть к специалисту, пациент должен быть принят специалистом амбулаторно-диагностического подразделения стационара. Районы уже получили задачу составить соответствующие схемы взаимодействия.

 

— В дальнейшем имеет смысл строить не только поликлиники, но и крупные клинико-диагностические центры с дневными стационарами и современным оборудованием. И предусматривать поквартальные или внутридворовые офисы семейного врача, которые возьмут на себя основную нагрузку первичных обращений.

 

О транспортной проблеме

—  Мы пока не планируем делать платным въезд в исторический центр, а будем создавать, мягко говоря, недешевые парковки с почасовой оплатой. У человека останется право выбора. Либо он объезжает центр города по новым удобным магистралям – таким, как ЗСД или транспортный обход по Обводному каналу. Либо он паркует свою машину поближе к Невскому за большие деньги. Либо он оставляет ее на въезде в центр, например, на том же Обводном канале, и пользуется общественным транспортом, который мы тоже будем развивать.

 

До конца 2012 года отработаем необходимую правовую базу и подготовим пилотный проект. Со следующего года начнем оборудовать в центре платные стоянки. Параллельно будем создавать парковочные места для жителей центральных районов в том самом "чреве" Петербурга, о котором я уже говорил, и новые перехватывающие парковки. К концу 2015 года емкость парковочных мест у станций метро необходимо увеличить как минимум в 2 раза. А в целом мы ставим задачу – за 5-7 лет построить в городе не менее полумиллиона новых стояночных мест вне уличной сети. И за счет этого снизить среднюю стоимость хранения машин в петербургских паркингах.

 

О новом деловом центре

 

— Петербургу пора задуматься о создании нового делового центра и о переносе туда административных учреждений. Главные условия по логистике — хорошая доступность как внешнего транспорта, особенно авиационного, так и внутригородского. 100 тысячам работников должно быть удобно добираться туда и на машине, и на метро. Пока есть три подходящих варианта — Лахта-центр, деловая зона "Пулково" и намывные территории Морского Фасада. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Но в любом случае новый деловой центр нельзя размещать в исторической части города.

 

О градостроительной политике  

— Генеральный план Санкт-Петербурга должен стать законом, который не может меняться в угоду каждому инвестору или исполняться на 50 процентов. Генплан вообще не может быть либеральным. Поговорка "рынок все сам отрегулирует" справедлива для экономики, но для пространственного развития Петербурга она не подходит. Наш город приобрел свой "строгий стройный вид" благодаря градостроительному диктату. А от рынка пока не получил ничего, кроме градостроительных ошибок.

 

Об экономике

 

— Опираясь на существующие промышленные ресурсы, Петербург должен создать 5-7 новых отраслей экономики, способных расти на 15-20 процентов в год, и стать драйверами ускорения для других отраслей и секторов. <…> При формировании новых кластеров к хорошим объемам производства нужно обязательно добавлять петербургскую "начинку". Включать нашу науку и высшую школу в цепочки создания добавленной стоимости и за счет этого создавать в Петербурге центры технологического превосходства, задающие тон на глобальных рынках.

 

— Чтобы войти в число европейских инновационных лидеров, потребуется максимальная организованность и концентрация ресурсов. Пора переходить к политике понуждения к инновациям во всех сферах, подконтрольных городскому Правительству. Долю инновационной продукции предприятий Петербурга в городском заказе необходимо поднять до уровня 15-20%. Сейчас готовится специальная программа стимулирования спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую продукцию. Не менее важной площадкой для внедрения инноваций должно стать жилищно-коммунальное хозяйство.

 

— Все недоразумения, связанные с вмешательством власти в предпринимательскую деятельность, хотелось бы исключить. Поэтому городское Правительство создает систему оценки воздействия на развитие малого и среднего бизнеса проектов нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Через месяц на Петербургском экономическом форуме ожидается подписание соглашение с Минэкономразвития, по которому наш город станет модельным регионом России в этой сфере.

 

О культуре

— Наши планы по развитию культуры на сто процентов совпадают с планами улучшения жизни в городе и превращения Петербурга в столицу Северной Европы. Мы будем следовать традиции, которую создавали Гоголь и Достоевский, Прокофьев и Шостакович, Иоанн Кронштадтский и философы Санкт-Петербурга, будем расширять территорию культуры во времени и в пространстве.

 

Что значит расширять во времени? События, призванные укреплять высокий статус Петербурга, должны происходить весь год, а не мешать друг другу в сезон белых ночей. И каждое такое событие должно оставлять след в душе человека, работать на продвижение подлинных петербургских ценностей, ценностей великой русской культуры.

 

 

— Расширять территорию культуры в пространстве – значит, повышать ее доступность для горожан. Бесплатный доступ в городские музеи в дни школьных каникул дал рекордное число посещений – 125 тысяч на зимних и 108 тысяч на весенних каникулах. Февральский эксперимент с театральными билетами по 10 рублей тоже прошел на "ура". Он показал, что многие петербуржцы любят ходить в театр, но не готовы платить за это по 3 тысячи рублей.

 

Задача социализации искусства не менее важна для Правительства города, чем создание и поддержка новых ярких событий, привлекающих в город туристов. Я имею в виду дальнейшее оснащение учреждений культуры элементами безбарьерной среды, открытие "малых музеев", проведение "малых праздников" и выставок в общедоступных местах.

О Ленинградской области

— Надо срочно вступать в агломерацию с Ленинградской областью и объединять с ней усилия по широкому спектру вопросов – от координации наших портовых мощностей, потому что город не может превращать берега Финского залива в один большой причал, до выработки общих подходов к проблемам общественного транспорта, вывоза мусора и медицинского обеспечения садоводств.

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»