Общество / 23 июня 2012

Реконструировать нельзя разрушить

Выяснилось, что реконструкции центра нет даже в проекте, как и ясности, что же делать с городом – охранять или развивать с частичным сносом. Неизвестна и цена вопроса — в откровениях чиновников за день она выросла от 30 млрд рублей до триллиона.
Реконструировать нельзя разрушить

 

Доминантой панельной дискуссии об идентичности европейских городов в эпоху глобализации, которая состоялась на Международном петербургском Экономическом форуме, должен был стать доклад Георгия Полтавченко о программе реконструкции исторического центра. Выяснилось, что реконструкции центра нет даже в проекте, как и ясности, что же делать с городом – охранять или развивать с частичным сносом. Неизвестна и цена вопроса — в откровениях чиновников за день она выросла от 30 млрд рублей до триллиона.

 

В результате проблема реставрации города свелась к разговору о пробках и парковках.

 

Впрочем, Полтавченко, который целый день провел на форуме, подписывая соглашение за соглашением, тоже отсутствовал. «Губернатор оставил нас в одну секунду – президент вернулся в город», — пояснил модератор дискуссии директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин после балетной зарисовки то ли о разрушении абстрактного города, то ли восстановлении.

 

В вариациях на тему сохранения исторического центра вице-губернатор Сергей Вязалов напомнил, что этот вопрос волновал и ЦК партии, но он так и не был решен. «Подписано соглашение с ЮНЕСКО, есть международные обязательства, но центр постепенно разрушается», — добавил пессимизма чиновник, добавив, что скоро от Петербурга ничего не останется. По его словам, с Петербургом как с бабушкиной антикварной квартирой, доставшейся по наследству студенту без средств на ее содержание.

 

Вице-губернатор считает, что нужно объединить средства федерального, регионального бюджетов и инвесторов, которые проявляют активность. «Мы бы хотели использовать их мысли и наработки для составления программы», — признался Вязалов.

 

Куда более предметно высказался бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо. По его словам, Петербург, а принципе, неплохо сохранился. Но болезнь надо лечить хирургически, удалив часть тканей с возмещением, то есть снести и воссоздать.

 

Архитектор привел пример с реконструкцией центра Тель-Авива, которая была оплачена инвесторами, которые рядом строили здания новой архитектуры. Испанский архитектор был категоричен, по его словам, вывод мест деловой активности из центра города —технология ХХ века. Центр снова должен стать современным, в этом смысл урбанистики ХХI века.» Центр должен стать самым динамичным районом, без инновации вы проиграете битву за будущее», — предрек архитектор. Необходимо вернуть центру города нормальную плотность населения с недорогими квартирами с современной инфраструктурой, — порекомендовал Асебильо.

 

По мнению известного архитектурного критика Григория Ревзина, Петербургу грозит опасность – пережить реконструкцию. По его словам, то же самое случилось в 90-е годы с Москвой, когда в центре сносили старые здания и заменяли на новые. Градостроительную политику московской власти Ревзин проиллюстрировал примером. Он рассказал, что вице-мэр Москвы Ресин когда-то очень впечатлился состоянием зданий в Венеции, и потом долго сокрушался, что нельзя отдать распоряжение «Мосстрою» — все снести и воссоздать новый красивый город.

 

«Петербург уже показал, как можно сохранить исторический центр», — считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он отметил, что ради этого шли даже на хитрость и отправили столицу в Москву. Он опроверг расхожую фразу, что «Петербург- город —музей, а в музее жить нельзя». «В современном музее жить очень хорошо!», — воскликнул Пиотровский. Он также коснулся такой болезненной для него темы про Дворцовую площадь, которую время от времени превращают в стадион, хотя она предназначена только для парадов и прогулок.

 

Старший партнер «Mobility in Chain» Федерико Паролотто приехал в Петербург и увидел пробки». «Это настоящий кошмар», — сказал архитектор и стал давать советы, как решить транспортную проблему. Он предложил изменить саму систему мобильности, наводнить центр малолитражками, которую можно заказать по смартфону с поминутнгой оплатой. «все готовы отказаться от автомобиля, но не от смартфона», —  высказал спорную мысль Паралотто. Впрочем, он предложил и традиционный для Европы вариант — сделать въезд в центр города платным.

 

Транспортную тему подхватил и директор Института транспорта и транспортной политики НИУ «ВШЭ» Михаил Блинкин. По его словам, в российской конституции нет права управлять автомобилем, поскольку это привилегия, за которую надо платить. Блинкин тоже считает, что езда по центру может быт только за деньги.

Транспортная программа требует дорогих решений, — сказал Сергей Вязалов. Он напомнил, что только сегодня была закрыта сделка по строительству Западного скоростного диаметра стоимостью 106 млрд рублей.

 

Ольга Соколова 

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»