Общество / 26 июня 2012

Этот профиль не для вас

В России утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт для средней и старшей школы. Но обсуждения и споры вокруг него продолжаются
Этот профиль не для вас

В мае в России был утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт для средней и старшей школы, а седьмого июня он был официально зарегистрирован Минюстом. Обсуждения и споры вокруг него, тем не менее, продолжаются. В том числе, и в Петербурге.

Главной претензией профессионального сообщества является то, что при формировании этих стандартов мнение родителей не учитывалось или же учитывалось недостаточно. Полноценная образовательная реформа (необходимость которой мало кто отрицает) была разработана всего за год, в то время как подобные реформы в Японии и Соединенных Штатах готовились десятилетие. Многие детали по-прежнему не продуманы, поэтому отрицательных отзывов пока что больше, чем положительных. Однако, как подтвердила Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, вводиться стандарты будут «не сразу и не сейчас». Постановление было подписано перед самым уходом бывшего министра образования и науки Андрея Фурсенко, и сейчас, когда новый министр войдет в курс дела, вполне возможно, будет более нацелен на диалог и еще будет вносить какие-то изменения. Пока же, в 2012 году, ни одна школа не приступает к введению новых стандартов.

Одним из самых уязвимых мест стандарта эксперты считают раннее деление на профильное образование. Проблема определения с направлением обучения стоит не только перед школьниками: известно, что и студенты зачастую не могут понять, что выбранный профиль не соответствует их ожиданиям. Но они в таком случае имеют возможность отчислиться из одного университета и перейти в другой. Соответственно, и девятиклассник не всегда может сделать выбор, что он хочет учить в старших классах. Однако ему много сложнее, чем студенту: если начав изучать, например, гуманитарный профиль, к окончанию школы он решит поступать на программирование, у него просто не будет возможности сдать необходимые для поступления ЕГЭ, раз таких предметов не было у него в программе. Александр Кобринский, филолог, профессор русской литературы XX века, депутат ЗАКСа, предлагает решить эту проблему, оставив ребенку возможность отсрочить выбор: чтобы в старшей школе можно было выбрать профильное образование, если учащийся уже понял, чего он хочет, или же пойти дальше по общему профилю, отложив выбор направления обучения до окончания школы, когда определяться нужно будет непосредственно с поступлением в тот или иной вуз или в колледж.

«Идея госзаказа для школ не может и не должна трактоваться исключительно в коммерческом духе, то есть не должна ставиться задача: любой ценой уменьшить количество изучаемых дисциплин и как следствие – финансирование школ», - утверждает Александр Кобринский.
 
«Образование должно оплачиваться обществом, страной – через государственные структуры. Это общее, совершенно необходимое дело нации и государства дело. Образование должно быть доступным для всех членов общества, бесплатным, базовым, фундаментальным, - соглашается Георгий Фурсей, академик, вице-президент Российской Академии естественных наук. - Сейчас у нас бум программирования, но скоро придет время биотехнологии и медицины. Что будут делать ребята, которые не изучали естественные науки в школе?»
 
Пока ответов на эти вопросы нет. Как будут вводиться стандарты и будут ли они еще изменяться, мы узнаем только со временем.
 
Юлия Дергаева

Фото: BBC.CO.UK

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»