Общество / 1 октября 2009

Выпил, сел, убил

Для города не редкость жуткие аварии из-за пьяного вождения. Случаются и совершенно дикие вещи. На прошлой неделе фура на Московском шоссе протаранила две стоящие машины, грузовик и легковушку. Водитель был пьян, его долго не могли привести в сознание даже оплеухами. Когда виновник аварии вылез из кабины, его качало настолько сильно, что оторопели даже видавшие виды коллеги-дальнобойщики.
Для города не редкость жуткие аварии из-за пьяного вождения. Случаются и совершенно дикие вещи. На прошлой неделе фура на Московском шоссе протаранила две стоящие машины, грузовик и легковушку. Водитель был пьян, его долго не могли привести в сознание даже оплеухами. Когда виновник аварии вылез из кабины, его качало настолько сильно, что оторопели даже видавшие виды коллеги-дальнобойщики.
А водителя маршрутки, курсировавшей между Петербургом и Гатчиной, сняли с линии в состоянии сильного наркотического опьянения. О ненормальном поведении шофера сообщили по телефону обеспокоенные пассажиры.
Наркоману, управлявшему общественным транспортом, грозит лишь административное наказание. Прав его пока не лишили. И сама перспектива лишения прав преступника, видимо, не страшит.
Подобных историй масса. В Петербурге помнят случай трёхлетней давности, когда 20-летний водитель в подпитии вылетел с Пушкинской улицы на одноименную площадь, в сквер, и там врезался в компанию молодых людей. Для 19-летней Саши КОСОНОГОВОЙ, которая получила самые тяжелые травмы, это был последний день жизни. Виновник аварии отделался ушибами. Содержание алкоголя в крови, по результатам экспертизы, превышало 2 промилле, это средняя степень опьянения.
Количество «пьяных» аварий только растет. За 8 месяцев 2009 года отмечено 75 ДТП по вине пьяных водителей — на 7% больше, чем за те же 8 месяцев 2008 года.
Напомним, за этот грех водителям светит лишение прав на срок от года до двух. Сторонники радикального воздействия предлагают сажать не только за аварии, но уже за сам факт нахождения за рулём в нетрезвом виде.

Допуски и посадки

Сейчас арест (административный) положен лишь тем, кто сел за руль, уже лишившись прав. По мнению специалистов, даже при широком применении толку от этой меры не будет. Ведь от­купаются же от лишения прав.
– Насколько нам известно, сумма взятки зависит от того, какой срок лишения прав грозит, — говорит координатор общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей СЫЩИКОВ. — А еще от того, на какой стадии решается дело. Размер взяток колеблется от пяти (если вопрос решается на дороге) до пятидесяти тысяч рублей. Предположительно, вопрос улаживают деньгами в 70% случаев. Еще 10 % потенциальных «лишенцев» выигрывают дела в судах из-за неясностей и ошибок, допущенных инспекторами при оформлении протокола.
– Чтобы наказание было не­отвратимым, надо упорядочить процесс освидетельствования, — считает председатель петербургского Комитета по защите прав автомобилистов (КЗПА) Александр ХОЛОДОВ. — Если снимать его на камеру, будет видно состояние человека. Ведь зачастую судья не может разобраться в медицинских бумагах, не готов установить, был ли человек пьян. То есть вопрос наказания превращается для нарушителей в лотерею.
При этом угроза ареста пугает еще меньше. Согласно результатам опроса, проведенного КЗПА, 9/10 всех автомобилистов предпочли бы в случае ответственности выбрать из двух зол именно «кутузку», а не лишение прав. Им лучше вычеркнуть из жизни две недели, чем остаться без прав на долгий срок и, возможно, потерять работу.
– Срок лишения прав достаточен, увеличивать его бессмысленно, — убежден Холодов. — Тот, кто не боится остаться без машины на два года, вряд ли воздержится от нарушений и при более продолжительном сроке.
В законодательные органы власти, в том числе и в Госдуму, уже не раз вносили законопроекты с ужесточением мер. Предлагали, к примеру, ввести гигантские штрафы или уголовные сроки до пяти лет тюрьмы за вождение «под градусом».
Но, как отмечают правоведы, все это не принесет заметных плодов, пока наказание не будет неотвратимым. Ведь вакханалия пьяных «летунов» процветает не оттого, что закон слишком мягок; это говорит лишь о том, что закон не для всех. Можно обойти.

Особо равные

Наиболее яркие и частые примеры правового нигилизма показывают обывателю те, кто служит делу охраны порядка. До наказаний доходит лишь при тяжких ДТП, с громким общественным резонансом. В одну летнюю ночь отличились в авариях со смертельным исходом сразу два высоко­поставленных милиционера. Оба — сотрудники Петербургского университета МВД. Один из них, подполковник Сергей НОСОВ, на огромной скорости сбил на «зебре» 22-летнюю сотрудницу Красносель­ского РУВД. Как выяснилось, права за нетрезвую езду у начальника факультета были изъяты еще раньше. Через три часа после этого другой сотрудник того же университета, доцент кафедры уголовного права Николай БАРАНКОВ, врезался на светофоре в «шестёрку». Её водитель умер в боль­нице.
По имеющейся информации, оба офицера в момент ДТП находились в невменяемом состоянии. Вероятнее всего, они возвращались с одной и той же гулянки. Дело возбудили после долгой заминки, когда поднялся шум в прессе.
Как сообщил корреспонденту «КУРЬЕР-МЕДИА» начальник пресс-службы Следственного управления СК при Прокуратуре Петербурга Сергей КАПИТОНОВ, сроки следствия продлены. Героям этих двух уголовных дел грозит до 7 лет лишения свободы.
– Однако их состояние в момент ДТП на квалификацию дела не влияет, — пояснил Капитонов. — Статья 264, ч. 3 не различает наказания для пьяных и трезвых. Если и будет уста­новлено, что они находились в подпитии, судебное решение предсказать невозможно.
Непредсказуемость судей при вынесении приговоров должностным лицам хорошо известна. Часто им назначают условные сроки. Тоже, видимо, в назидание обществу: все, от министра МВД до рядо­вого алкоголика, знают, что худший враг права — особые права.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
Рисунок: www.torch.aetc.af.mil

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»