Общество / 8 октября 2009

Ну, с Богом

В школах планируют внедрить новый предмет — основы религиозной культуры. Эксперимент стартует в 2010-м в 18 регионах страны. Родители школьников смогут самостоятельно выбирать, основы какой из четырех мировых религий будет изучать в школе их ребенок. Для тех, кто не причисляет себя ни к одной из мировых религий, будет читаться курс светской этики.
В школах планируют внедрить новый предмет — основы религиозной культуры. Эксперимент стартует в 2010-м в 18 регионах страны. Родители школьников смогут самостоятельно выбирать, основы какой из четырех мировых религий будет изучать в школе их ребенок. Для тех, кто не причисляет себя ни к одной из мировых религий, будет читаться курс светской этики.

Петербург за скобками

Преподавать эти предметы будут не представители религиозных конфессий, а учителя. Планируется, что получать духовно-нравственное воспитание школьники начнут во втором полугодии 4-го — первом полугодии 5-го класса.
«Главное заключается в том, что, во-первых, у каждого ребёнка есть выбор, какой из 6 модулей он хочет изучать. И уже осенью школьники этот выбор сделают. И во-вторых, все модули нового курса будут носить абсолютно светский, культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по светским учебным пособиям», — говорится на официальном сайте Министерства образования и науки России.
Стоит отметить, что Петербург в число регионов, где будет проводиться апробация курса, пока не вошел. Однако если эксперимент окажется успешным, уже в 2012 году предмет станет общероссийским и обязательным. Как же обстоят дела с кадрами?

Работа идет

По словам заведующего кафедрой религиоведения РГПУ им. Герцена Андрея ГРИГОРЕНКО, чтобы обеспечить все школы страны учителями по этому предмету, необходимо около
40 тысяч кадров, а Петербургу нужна не одна тысяча. Конечно, такого количества педагогов сейчас нет, однако в этом направлении ведется активная работа. В частности, специалисты РГПУ готовы взять на себя решение таких задач, как разработка учебных пособий, программного и методического обеспечения. Кроме того, в РГПУ занимаются подготовкой преподавателей предмета «Духовно-нравственное воспитание», переподготовкой и повышением квалификации учителей школ.
Еще несколько лет назад в Академии постдипломного образования (АППО) работали двухгодичные курсы под названием «Религии мира и основы православной культуры». В связи с невостребованностью такого урока в школах они закрылись. Сейчас, по словам Евгения БАРЫШНИКОВА, заведующего кафедрой социально-педагогического образования АППО, ведется набор на платные курсы по изучению основных мировых религий и основ православной культуры. Пока что было подано лишь два заявления. Слушателем — с последующей возможностью преподавания — может стать любой желающий, имеющий высшее образование.
– Сейчас специалисты кафедры разрабатывают программу и учебники по этому предмету, чтобы впоследствии, когда предмет станет обязательным, у родителей и детей был выбор, какое направление изучать. Возможны шесть вариантов: история мировых религий, основы православия, буддизма, иудаизма или ислама, а также светская этика.

Главное — не навязывать

В Петербургской епархии также ждут перемен. Как рассказали в отделе религиозного образования епархии, получить начальные знания по основам православной культуры можно на богословско-педагогических курсах. По их окончании (через три года) слушатели получат документ, действительный в рамках церкви, — в том смысле, что права преподавания в школах эти курсы не дают. Однако принять участие в этой программе может любой желающий, достигший 18-летнего возраста.
Между тем в некоторых петербургских школах в качестве факультатива уже введен предмет, посвященный изучению основ православной культуры. Ольга ОСАДЧАЯ, учитель одной из средних школ города, уже 7 лет преподает детям 2-6 классов православную культуру. Как правило, это группы по 10 человек, которые приходят к Ольге после окончания основных уроков. Правда, чем старше становятся ученики, тем реже они посещают занятия. Связано это даже не с потерей интереса к религии, а с увеличением общей школьной нагрузки.
– Когда я только начала преподавать этот предмет с согласия директора, многие были против, в том числе и учителя. Мне говорили — я нарушаю право на свободу вероисповедания. Но в Конвенции о правах ребенка прописано, что ребенок имеет право изучать культуру и традиции своего народа. Так что никаких нарушений здесь нет. К тому же ко мне приходят только те дети, которым это действительно интересно, — говорит Осадчая.
Сейчас Ольга совместно со священником готовит уже второй учебник по этому предмету, который, кстати сказать, пользуется популярностью среди педагогов из других регионов.
Отец Вячеслав ХАРИНОВ, член Епархиального совета, настоятель храма Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», уверен: преподавать этот предмет должны неравнодушные люди. В противном случае эта дисциплина может вызвать у детей отторжение или превратиться в скучное изучение дат и событий. Между тем потребность в преподавании основ религиозной культуры имеется. По словам священников, воскресные школы сильно переполнены. Родители, даже невоцерковленные, хотят, чтобы их дети знали свою историю и культуру.

Валерия КЛИМЕНТЬЕВА



Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»