Общество / 15 октября 2009

Работа над ошибками

Выявлять врачебные ошибки сложно: сказывается корпоративный дух, когда коллеги «покрывают» коллег. Только редкие случаи доходят до суда, как это было с врачом одной из детских больниц, где после простейшей операции скончался пятилетний мальчик. Тем не менее, ошибки выявляются. И не в последнюю очередь благодаря запущенной городскими властями единой системе управления качеством медпомощи.

 Выявлять врачебные ошибки сложно: сказывается корпоративный дух, когда коллеги «покрывают» коллег. Только редкие случаи доходят до суда, как это было с врачом одной из детских больниц, где после простейшей операции скончался пятилетний мальчик.

Разбор полетов

Тем не менее ошибки выявляются. И не в последнюю очередь  благодаря запущенной городскими властями единой системе управления качеством медпомощи.
О результатах можно судить по динамике жалоб. До создания системы единого контроля ежегодно поступало около 1400 жалоб, причем почти все были признаны обоснованными. По итогам же работы «горячей линии» Комитета по здравоохранению в 1-м квартале 2009 года, по сравнению с тем же периодом предыдущего года, число жалоб уменьшилось в 1,2 раза, а число сигналов о незаконных поборах снизилось вдвое.
В отличие от прежде действовавшей системы контроля сейчас работу врачей проверяют не только страховщики, но и врачи с опытом работы не менее 10 лет, высшей или первой квалификационной категории.
Страховые компании могут перепроверять экспертов-медиков, и наоборот. Причем экспертом может быть только врач той же специальности: травматолог проверяет травматолога. По результатам можно сравнивать работу больниц.

Под единый стандарт

Уменьшить вероятность врачебных ошибок и халатности должны стандарты оказания помощи, которые вводятся в этом году. Они предусматривают определенный набор действий врача в тех или иных случаях. Однако, как замечают медики, это не более чем предписанный исходный уровень качества, который не должен всецело определять уровень работы.
Из всех проведённых экспертиз за последний год недостатки лечебного процесса были выявлены в 5 % случаев: это неполное обследование, неадекватное лечение, поздняя госпитализация. С помощью компьютерной программы разработан алгоритм проверки, выявляющий неправильные действия медиков. Экспертизы проводятся внутри медучреждения ведущими сотрудниками и внешними экспертами. Спорные и сложные случаи рассматриваются на заседаниях городской клинико-экспертной комиссии.
Не любые претензии, возникшие при экспертизе, автоматически влекут кары для персонала, — все зависит от причин. Данные проверок — это и обратная связь, они могут говорить о том, что нужно снабдить клинику новым оборудованием, а не требовать от врачей невозможного.

Не допустить повторения

В каждом лечебном учреждении сейчас есть специалист, который отвечает за качество лечебной помощи, анализирует жалобы, данные об осложнениях и длительности лечения, количество умерших.Эти данные он сравнивает со средними показателями по городу.
– Если, например, в какой-то больнице смертность от инфаркта миокарда выше, нужно провести экспертизу и понять почему, — рассказывает Марина АНДРЕЕВА (Комитет по здравоохранению). — Для этого делают подборку историй болезни и заносят данные о врачебных ошибках в компьютер. С помощью программы получают сводные данные.
Главврач должен принять решение, что нужно сделать, дабы выявленные ошибки не повторялись. При этом специалист по качеству понимает, что если он скроет действительную картину, это все равно можно определить.
По словам главного педиатра Петербурга Льва ЭРМАНА, лечебно-контрольной комиссии приходится рассматривать в год лишь два-три вопиющих случая. Грубые нарушения бывают в исключительных случаях.
Сейчас жалобы в основном принимает Комитет по здравоохранению. Часть пациентов ищет управу на клиники в страховых компаниях и в Территориальном фонде ОМС. В будущем планируется создать в Петербурге единый центр по приему жалоб.
Общая система управления качеством позволяет оценивать работу по единой технологии, позволяя предотвращать самые страшные огрехи — системные, повторяющиеся.
– Единый контроль нужен, чтобы выявлять и устранять причины, — говорит Марина Андреева. — Это позволяет и повышать квалификацию врачей, и оттачивать механизм по предотвращению ошибок.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ



Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»