Общество / 15 октября 2009

Развод на обочине

Весьма ощутимую долю ДТП на улицах Петербурга составляют так называемые «автоподставы» — специально подстроенные злоумышленниками ДТП или их имитация для вымогательства денег с оказавшегося их жертвой автомобилиста.
Весьма ощутимую долю ДТП на улицах Петербурга составляют так называемые «автоподставы» — специально подстроенные злоумышленниками ДТП или их имитация для вымогательства денег с оказавшегося их жертвой автомобилиста.
Этот вид преступности стал активно развиваться в России примерно со второй половины 90-х годов, особенно в крупных городах с напряженным дорожным движением. Впрочем, с введением обязательного страхования автогражданской ответственности и распространением рынка добровольного автострахования обороты этого преступного промысла снизились. Жертвы все реже стали соглашаться на предложения «решить вопрос на месте», а страховые компании стали тщательно расследовать случаи «подозрительных ДТП» и создавать собственные базы сомнительных случаев. Однако теперь, с развитием финансового кризиса, «автоподставщики» снова активизировались, придумывая новые варианты «дорожных разводок».

Дело прямых угроз

Мошенничество с провоцированием ДТП или с их имитацией — один из наиболее агрессивных видов мошеннических проделок, он основан не столько на хитром и тонком расчете обмана жертвы, сколько на наглом психологическом давлении и угрозах. Причем, как показывает криминальная практика, в ряде случаев в ходе разборок с жертвами «автоподставщики» не брезгуют моментально переквалифицироваться из мошенников в воров и грабителей, похищая из машины жертвы сумки и портфели с деньгами и ценностями, а то и пытаясь завладеть самим автомобилем потерпевшего.
В одиночку «автоподставщики» не работают. Схема мошенничеств, связанных с ДТП, достаточно сложна, требует участия нескольких человек и, как правило, нескольких автомобилей. Не обходится здесь и без четкого планирования, предварительной подготовки и распределения ролей между мошенниками, постоянной координации действий между собой посредством мобильной связи и уверенного владения собственным автомобилем, чтобы имитация ДТП не переросла в настоящую автомобильную аварию с самыми печальными последствиями. Нередко потенциальную жертву выслеживают возле валютных бирж, банков и офисов крупных компаний, чтобы убедиться, что она может располагать крупными денежными суммами.

Сценарии подставы

Мошенники весьма изобретательны и в своей криминальной деятельности используют самые разнообразные сценарии: от довольно примитивных до многоходовых и требующих соучастников, переодетых в форму сотрудников милиции или выдающих себя за представителей страховых компаний.
Самый элементарный сценарий — когда мошенники заранее, еще на парковке, царапают автомобиль своей жертвы или снимают колпак с одного из колес, или наносят на борт машины следы как бы содранной с их машины краски, а затем останавливают ее в ходе движения и начинают предъявлять претензии, разумеется, демонстрируя «отлетевший» колпак или царапины и требуя немедленно возместить ущерб. При этом в качестве средства психологического давления используется аргумент, что жертва якобы скрылась с места ДТП.
А это, как известно, может повлечь лишение водительских прав.
Более сложный, хотя и крайне распространенный вид «автоподстав» — провокация перестроения автомобиля жертвы из одного ряда в другой. Правда, он требует от мошенников наличия в арсенале как минимум двух автомобилей: того, что заставляет машину жертвы перестроиться, преследуя ее по ее полосе движения и неистово сигналя фарами и гудками, и той, которая подстраивается под удар автомобиля жертвы при перестроении, стараясь находиться в так называемой «мертвой зоне» зеркал.
Значительно реже используется сценарий, когда одним из «потерпевших» становится пешеход, стоящий на проезжей части и почти бросающийся под колеса автомобиля жертвы. Затем со своими сообщниками он догоняет жертву и предъявляет ей претензии, что его едва не задавили.
Еще один сценарий мошенничеств на дороге требует участия в нем в качестве «пострадавшего» от жертвы ребенка. Применяют этот сценарий на парковках крупных торговых центров, причем чаще всего в жертвы выбирают женщин-автомобилисток. Когда автовладелица начинает сдавать назад, имитируется столкновение с ребенком, а затем набежавшие родственники «пострадавшего» начинают требовать компенсации «на лечение».
Психологический расчет мошенников строится на страхе жертвы лишиться прав и нежелании тратить много времени на ожидание сотрудников ГИДББ и страховщиков, а затем ждать оформления ДТП.

Признаки «разводки»

Пожалуй, самый основной признак того, что вас пытаются «развести на автоподставе», — предложение решить все на месте, не вызывая страховщиков и сотрудников ГИБДД. Попытки незнакомой иномарки, чаще всего с тонированными стеклами, подрезать ваш автомобиль и заставить остановиться также с большой долей вероятности могут свидетельствовать о том, что вы попали под пресс злоумышленников-вымогателей. «Пострадавший» в процессе разговора пытается отвести вас подальше от вашей машины, чтобы отвлечь внимание, и быстрый переход к угрозам в случае вашего нежелания разбираться на месте — это также один из характерных признаков того, что вы имеете дело с мошенником.
Лучший способ поведения в такой ситуации — стараться сохранять спокойствие, не вступать в пререкания, не поддаваться на провокации и самому вызвать сотрудников ГИБДД.
– Обычно звонок в свою страховую компанию или в ГИБДД тут же охлаждает пыл таких мошенников и они оставляют свою жертву в покое, — уверяет директор по экономической безопасности страхового общества «Регион» Владимир Хомяков.
При этом крайне желательно не выходить из своего автомобиля (при необходимости следует заблокировать двери и поднять стекла). Старайтесь зафиксировать повреждения как на своем автомобиле, так и на машине «автоподставщиков» на фотокамеру мобильного телефона. Если вы становитесь жертвами угроз, стоит срочно звонить в милицию.
По словам Хомякова, в основном «автоподставщики» стараются выбирать в жертвы владельцев отечественных автомобилей в расчете на то, что хозяева «жигулей» и «москвичей» не столь искушены в юридических и правовых аспектах различных дорожных ситуаций и облапошить их будет проще, чем владельцев дорогих иномарок, готовых постоять за себя.

Антон САМАРИН
ФОТО ИТАР-ТАСС


Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»