Общество / 16 октября 2009

Госзаказ как экономия бюджетных средств

16 октября в Доме предпринимателя состоялся круглый стол «Госзаказ-2009». Актуальные вопросы размещения и исполнения бюджетных заказов с предпринимателями обсудил вице-губернатор Михаил ОСЕЕВСКИЙ, курирующий развитие городской экономики.
 16 октября в Доме предпринимателя состоялся круглый стол «Госзаказ-2009». Актуальные вопросы размещения и исполнения бюджетных заказов с предпринимателями обсудил вице-губернатор Михаил ОСЕЕВСКИЙ, курирующий развитие городской экономики.
Как отметил вице-губернатор, через открытую систему торгов при госзаказе (ГЗ) город решает три важных задачи. Это экономия бюджетных средств, противодействие коррупции, а также расширение круга предприятий, имеющих возможность стать государственным подрядчиком. В этом году заказ от городских распорядителей бюджетными средствами получили около 14 тысяч предприятий. Общий объем городского заказа составил 190 млрд.руб.
Кроме того, госзаказ благодаря электронизации процедуры стал прозрачным: любой гражданин может посетить сайт и узнать, что и по какой цене закупает администрация. «В дальнейшем мы хотим создать единое электронное торговое пространство для всего Северо-Запада, чтобы и предприниматели соседних регионов могли претендовать на участие в петербургском госзаказе, и чтобы наши компании получили доступ на другие рынки», - добавил Осеевский. По его словам, расширение круга участников госзаказа помогает развитию малого предпринимательства.
Как сказал гендиректор ОАО «Монолитстрой» Александр ГУТМАН, чистая прибыль по ГЗ составляет для компании около 5-7%. Это немного, но бизнес устраивают большие объемы работы с гарантированной оплатой.
Главное преимущество аукционов - создание конкуренции - может иметь и свою тёмную сторону. Часто есть основания подозревать сговор компаний—участников, которые лишь имитируют борьбу и вынуждают город заключать сделку на невыгодных условиях.
В то же время солидным фирмам сильно мешает нечестная конкуренция демпингующих компаний, которые выбивают из игры добросовестных участников, снижая на торгах цену на 20, а иногда на 50-60%. Действующая в России система отбора исполнителей по наинизшей цене пагубно сказывается на качестве и вообще на исполнении обязательств. Как считает председатель совета некоммерческого партнёрства «Деловая Россия» Эльгиз КАЧАЕВ, сговор и демпинг являются главными дырами в современном механизме подрядов. Иногда при отборе складывается вопиющая ситуация, но многие компании не решаются жаловаться на действия чиновников. Во всяком случае, во избежание злоупотреблений нельзя сразу допускать к крупным подрядам «темных лошадок» от бизнеса. Новички в сфере иполнения госзаказа должны сперва зарекомендовать себя в небольших объёмах сотрудничества с городом. Например, фирме можно поручить обустройство детской площадки на 100 тысяч рублей, прежде чем заключать с ней договор на миллион. Это отчасти ограничивает конкуренцию, признал господин Качаев, зато сужает поле для злоупотреблений.
Во многих отраслях отбор по ценовому признаку, в качестве главного критерия, вообще недопустим. «Если в строительстве достаточно следить за неукоснительным соблюдением СНиПов, то в поставках продовольствия вопрос качества намного сложнее, - пояснил гендиректор «Продовольственной компании «Петербурженка» Александр ВИХОРЕВ. - Нужен аудит предприятия и продуктов, которые оно будет поставлять детскому учреждению».
В то же время в строительных и реставрационных работах демпинг также может быть губителен. «Сбросить цену на 20-30% - это не экономия, если небрежно отреставрированный объект в итоге простоит вместо 25 лет всего пять», - отметил реставратор Серик БЕГИШЕВ.
В то же время город стремится отладить систему контроля исполнителей и противодействия уловкам. В этом году, по данным Михаила Осеевского, в органы правопорядка переданы материалы по 72-м делам, где подозревается аукционный сговор.
Расторгать с несостоятельным подрядчиком договор в одностороннем порядке и без судебного решения город не вправе: такой шаг будет сразу опротестован. А если решать вопрос при посредстве судебных инстанций, то дело может надолго увязнуть в разбирательствах. Чем и пользуются многие оскандалившиеся подрядчики.
В качестве меры по наведению порядка Смольный предлагает на федеральном уровне ввести для компаний обязательные банковские гарантии: фирма, победившая за счет наинизшей цены, должна предоставить материальное обеспечение обязательств перед городом. «Надо идти по пути усиления ответственности подрядчика, это наиболее эффективный инструмент», - отметил Осеевский.

Более детально - в разделе "Подробности".

Фото Александра КРУПНОВА

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости