Общество / 22 октября 2009

Госзаказ требует контроля (подробности)

Система торгов при размещении городских заказов позволила сэкономить бюджету Петербурга в этом году 10 млрд рублей. Вместе с тем в этой системе существует целый ряд проблем, в том числе касающихся сговора как организаторов торгов с их участниками, так и участников торгов между собой. И без плотного общественного контроля за действиями чиновников и бизнесменов их не решить — к такому выводу пришли участники «круглого стола» «Актуальные проблемы госзаказа», организованного Издательским домом «КУРЬЕР-МЕДИА».
Система торгов при размещении городских заказов позволила сэкономить бюджету Петербурга в этом году 10 млрд рублей. Вместе с тем в этой системе существует целый ряд проблем, в том числе касающихся сговора как организаторов торгов с их участниками, так и участников торгов между собой. И без плотного общественного контроля за действиями чиновников и бизнесменов их не решить — к такому выводу пришли участники «круглого стола» «Актуальные проблемы госзаказа», организованного Издательским домом «КУРЬЕР-МЕДИА».
Средства массовой информации, в том числе и «Санкт-Петербургский Курьер», постоянно публикуют статьи, посвященные весьма странным заказам со стороны распорядителей бюджетными средствами города. Пожалуй, одной из самых нашумевших за последние годы историй стало объявление в 2007 году конкурса на поставку для администрации города пяти наборов эксклюзивных шампуров с ручками в виде персонажей из фильмов «Кавказская пленница» на общую сумму 461 тысяча рублей. По¬сле того как этот странный заказ стал достоянием общественности, закупка шампуров была отменена.
Впрочем, гораздо чаще проблемы с госзаказом возникают на этапе проведения торгов. Конечно, в Петербурге еще ни разу не было историй, подобных той, что произошла в Новороссийске — когда в результате аукциона на право оказания услуг по организации облигационного займа один из коммерческих банков сперва снизил цену до нуля, а затем и вовсе согласился заплатить городской казне 80 тысяч рублей! Однако весьма часто бизнесмены, принимающие участие в борьбе за государственный заказ, соглашаются выполнить его со скидкой 50-60% от начальной цены. После чего либо отказываются от своих обязательств, срывая реализацию ключевых городских программ, либо крайне некачественно их выполняют, откровенно нарушая технические задания. И как показала весьма бурная дискуссия в рамках «круглого стола», модератором которой выступил вице-губернатор Петербурга Михаил ОСЕЕВСКИЙ, для того чтобы решить комплекс проблем, связанных с планированием, размещением и исполнением государственного заказа — что особенно важно в кризисные и посткризисные времена, когда крайне важны экономия средств и эффективность расходов, — необходимо не только изменять нормы федеральных законов, но и усиливать общественный контроль — как со стороны СМИ, так и со стороны профессиональных бизнес-ассоциаций.


МНЕНИЯ


Михаил ОСЕЕВСКИЙ, вице-губернатор Петербурга:
– В сфере государственного городского заказа существует три основные задачи. Первая задача — это экономия бюджетных средств. Вторая задача — это создание конкурентной бизнес-среды и возможностей для самых разных предприятий — от малых до крупных — стать подрядчиками государства. И третья задача — это борьба с коррупцией. Я не смогу сказать, какая из трех самая важная — они все друг с другом связаны и одинаково важны для нас. Нам представляется, что за последние годы мы совместно со многими компаниями, работающими в сфере госзаказа, серьезно продвинулись в развитии технологии процедур городского заказа и сделали ее намного прозрачнее. Сегодня любой житель России и даже любой житель планеты может зайти на наш сайт и узнать, что мы собираемся покупать, что мы уже купили и по какой цене и кто тот или иной подряд выиграл. И тут надо понимать, что каждую смету не проверишь и к каждому чиновнику контролера не приставишь. Поэтому мы призываем и СМИ, и общественные организации, и отдельных предпринимателей активнее сообщать о нарушениях в системе госзаказа. Любой сигнал, касающийся нарушений в этой сфере, внимательно нами изучается и при выявлении подозрительных аспектов сразу передается в правоохранительные органы.
Необходимо увеличить и ответственность получателей бюджетных заказов. Сделать это можно за счет требования банковских гарантий по контрактам, цена на которые в ходе торгов сильно упала.
Крайне правильное направление развития системы госзаказа, которое определено сейчас федеральным правительством, это проведение электронных торгов. Сегодня этот рынок завоевал уже серьезные позиции, однако нам кажется, что уровень законодательного ограничения в 1 млн рублей для электронных торгов недостаточен. Мы обращались и будем продолжать обращаться к депутатам Госдумы и профильным министерствам с предложением достаточно серьезно повысить планку. Для того чтобы через электронные торги закупать существенно больше товаров и услуг. В этой связи мы с нашими коллегами из других регионов Северо-Запада хотим провести работу по созданию единого электронного торгового пространства на всей территории федерального округа.

Эльгиз КАЧАЕВ, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия»:
– Жалобы, касающиеся нарушений в системе госзаказа, носят самый общий характер, нередко предприниматели боятся конкретизировать проблемы, с которыми сталкиваются в процессе участия в тендерах.
В настоящее время подача котировочных заявок происходит в открытом виде. Конкурсы, проводимые в виде котировочных заявок, не защищают информацию заявки от неразглашения. Это может быть использовано для незаконного привлечения к участию в конкурсе «дружественных» организаций, которые, имея информацию о других заявках, выигрывают конкурс.
Чтобы «отсеять» недобросовестных поставщиков, необходимо предусмотреть квалифицированный отбор компаний — участников конкурса в соответствии с профилем выполняемых по госзаказу работ и услуг. Кроме того, нужно подключить общественные организации и саморегулируемые организации (СРО) к активному участию в контроле над выполнением госзаказов и, соответственно, повысить ответственность предпринимателей за исполнение госзаказа. Привлекать представителей общественных организаций и СРО необходимо и к контролю над подготовкой и проведением торгов в период их активной фазы.

Александр ГУТМАН, генеральный директор ОАО «Монолитстрой»:
– Безусловным плюсом и удобством работы на государственного заказчика является то, что все необходимые согласования и разрешения компания получит гораздо быстрее. Фактически речь идет о «зеленой улице». Конечно, возникают иногда бюрократические трудности, но они носят исключительно рабочий характер и, как правило, очень быстро разрешаются. А одной из главных проблем системы госзаказа является порядок проведения аукциона, позволяющий демпинговать недобросовестным участникам торгов, которые не чувствуют ответственности за конечный результат исполнения контракта. Было бы неплохо применять здесь тот же принцип, что работает на фондовом рынке, и как только цена контракта падает на 10% от начального уровня — останавливать торги. И проверять, как демпингующий участник собирается исполнять свои обязательства. Вместе с тем было бы правильно несколько упростить нынешний документооборот, которым на сегодня у подрядчика может заниматься до 100 человек.

Руслан ЖИГАЧЕВ, генеральный директор ООО «Константа Спорт»:
– После того как город стал тратить на создание спортивной инфраструктуры большие деньги в наш сегмент — производство оборудования для занятий профес¬сиональным и любительским спортом, в поисках новых заказов пришли компании из других отраслей. Очень часто, к сожалению, это стало приводить к тому, что в погоне за прибылью эти компании сбивали цену до уровня, на котором невозможно качественно произвести спортинвентарь, и поставляли за бюджетные деньги нечто, что попросту не соответствовало техническому заданию. Между тем пользователями нашей продукции являются в основном дети и подростки. И очевидно, что вопрос качества — скажем, тех же футбольных ворот — должен превалировать над весьма сомнительной «выгодой» бюджета.

Сергей ТРОФИМОВ, президент ЗАО «ВО «Рестэк»:
– Как говорил Марк ТВЕН, «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Федеральный закон № 94 напрочь игнорирует сейчас качество поставляемых бюджету товаров и услуг. В результате мы напоминаем олимпийца с камнями на ногах, от которого требуют выполнения лозунга «Быстрее, выше, сильнее!». В Петербурге, конечно, ситуация выглядит более благополучной, чем в других регионах страны. И все же необходимо разработать реальные критерии оценки качества оплачиваемых из бюджета услуг. Это сразу же позволит повысить КПД этих расходов во много раз и, в частности, увеличит поступления в бюджет.

Фото Александра КРУПНОВА

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»