Общество / 30 октября 2009

В двух шагах от дома

В Петербурге стартовала госпрограмма массового строительства многоярусных гаражей.
Во Фрунзенском районе объявлен конкурс на проектирование муниципального типового паркинга. Только они, «бюджетные» стоянки, избавят горожан от парковочного хаоса. Личный транспорт в жилых кварталах уже не помещается. Муниципалы же вместо обустройства лишь переходят к карательным мерам, собирая урожай штрафов за брошенные где попало машины.

Пора уплотнять

Привлекательность дорогих и не слишком удобных паркингов весьма сомнительна. С точки зрения водителя, идеальный гараж — это все-таки личный закрытый бокс: там и место хранения машины, и сарай для запчастей, и ремонтная мастерская. Но такие гаражи в городской черте — пережиток прошлого.
По мнению специалистов градостроительства, возможности расширения плоскостных стоянок почти исчерпаны. Ппланируется строить многоярусные паркинги в жилых кварталах: автомобили вслед за жильем будут уплотнять, гаражи начнут расти вглубь и вверх.
Вот только цены кусаются. Как рассказывают в ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей», окупаемость стоянок и паркингов может растянуться на десятилетия, а при продаже за машино-место на многоярусной стоянке просят более 450 тысяч рублей. Поэтому главная сложность — как-то совместить потребности с возможностями, сделать новые гаражи доступными для автовладельцев. Чтобы снизить себестоимость проектов, город сам выступает застройщиком и сам подбирает инвесторов.

Столичный опыт

Проект доступного гаражного строительства реализуют с начала года в столице. Цена вопроса (стоимость места в открытых многоярусных паркингах) — 350 тысяч рублей, соинвесторами строительства вы-ступают сами автовладельцы, решившие приобрести машино-место.
«Сначала мы рассматривали вариант устройства крупных паркингов, а также увеличения этажности на существующих стоянках, но ни то ни другое не подходит, — рассказали корреспонденту «КУРЬЕР-МЕДИА» в префектуре Восточного округа Москвы. — Главное неудобство большого паркинга — централизованное хранение машин — делает его невостребованным. Если стоянка удалена больше чем на 15 минут ходьбы от дома, она неинтересна покупателю, который предпочтет стихийную парковку под окнами».
Идея двух- и трехэтажного наращивания плоскостных стоянок, принадлежащих обществам автомобилистов, уперлась в юридическую преграду: землю под строительство не удастся оформить в собственность. Участки в бессрочной аренде, кооперативы занимают их на птичьих правах. И никто не гарантирует гражданам, что построенный на их деньги паркинг не будет принесен в жертву ради очередной стройки. В том и коренились злоключения всех угодивших под снос кооперативов: они «подвешены в воздухе» и не защищены от изгнания.
Обойти эти сложности позволяет вариант «народных гаражей». Паркинги строятся в жилой застройке, но на малоценных участках, на «задворках» кварталов. Покупатели приобретают машино-место на стадии строительства, земля становится их долевой собственностью. Город берет на себя расходы по подготовке участка и исключает из некоммерческой схемы поборы чиновников, тем самым не допуская удорожания строительства.
Продвижение московской программы подтолкнул экономический спад, заставивший строителей пересмотреть запросы и быть сговорчивей при заказах. Лишенные покупателей и поставленные на грань выживания компании готовы были соглашаться на любые подряды на уровне себестоимости с гарантированной выручкой.
Автомобилисты-дольщики, внося деньги в специализированную госорганизацию, тоже получают гарантии от города. У коммерсантов нет возможности присвоить деньги покупателей, бросив недострой или продав машино-места неоднократно.
Но ведь сумма 350 тысяч — даже для московского автовладельца далеко не гроши.
«Есть множество граждан, которые хотят участвовать в проекте, но не имеют полной суммы, — пояснили в столичной администрации. — Мы предлагаем ипотечную рассрочку, и такое приобретение могут себе позволить даже не очень обеспеченные хозяева машин».
Серьезный минус паркингов — невозможность хранить  там вещи — в проектах «народных гаражей» нашли способ исправить. Их оборудуют запирающимися шкафами и антресолями, объем которых рассчитан на комплект колес. Но самостоятельно перепланировать и расширять места хранения владельцам не позволят. Чтобы не создавали жуткие «курятники».

Попасть бы в список

В Петербурге городской программой предусмотрено строительство 200 паркингов.
– Мы идём несколько иным, отличным от Москвы путём, — рассказывает начальник отдела инвестиционных проектов Центра автостоянок и гаражей ДОДД Петербурга Николай ЧЕБУРАНОВ. — Петербургские паркинги будут строить и за счет бюджета, и на средства привлеченных инвесторов. Второй способ отчасти подобен «народным гаражам» в столице.
Основной перечень адресов под будущие стоянки составили отраслевые комитеты петербургской администрации, ведающие строительством и транспортом. Свои предложения также внесли районные чиновники. Окончательный вариант программы готовится на утверждение в Смольном.
Паркинги будут различных типов, и наземные, и подземные. Типовой, трехэтажный, рассчитан на 300 машино-мест. Две сотни сооружений, как полагают в администрации, будут расставлены достаточно «густо», — чтобы горожане могли добираться до ближайшей стоянки пешком.
В бюджетных «муниципальных» гаражах места будут гораздо дешевле, но предназначены они не для свободной продажи.
– Здесь город берет на себя значительную часть расходов, и места предназначены для льготников, а также для владельцев снесенных гаражей, — рассказывает Чебуранов. — Печальный опыт ликвидации КАС в Московском и Выборгском районах будет учтён, и впредь таким собственникам будут заблаговременно предоставлять место в паркинге. Адресные списки граждан, имеющих право на получение льготного машино-места, будут составлять районные администрации.
У распределения льготной недвижимости свои недостатки. А именно — простор для злоупотреблений, возможности порадеть родным людям. Да и в схеме «народных гаражей» в Москве уже есть попытки купли с перепродажей. Впрочем, там чиновники смотрят на спекулянтов благодушно, считая, что ажиотаж говорит о привлекательности проекта.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
Рисунок Виталия ПОДВИЦКОГО



Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»