Общество / 5 ноября 2009

В кассу, пожалуйста

Штрафы в общественном транспорте заменят квитанциями. Но кто будет их оплачивать? Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий запрет на взимание штрафов на месте, в том числе в общественном транспорте. Документ одобрен и вступит в силу, как только его подпишет президент. Суть в том, что теперь контролеры не имеют права штрафовать «зайцев» на месте, а должны выдать квитанцию и отправить нарушителя в банк. Корреспондент «СПб Курьера» попыталась выяснить, как будет работать эта система.
Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий запрет на взимание штрафов на месте, в том числе в общественном транспорте. Документ одобрен и вступит в силу, как только его подпишет президент. Суть в том, что теперь контролеры не имеют права штрафовать «зайцев» на месте, а должны выдать квитанцию и отправить нарушителя в банк. Корреспондент «СПб Курьера» попыталась выяснить, как будет работать эта система.
На перспективу
Сегодня в общественном транспорте отношения между пассажирами и контролерами строятся по следующему принципу: если первый не платит за проезд, задача второго — силой убеждения заставить «зайца» отдать 100 рублей штрафа. Если же никакие увещевания не помогают, безбилетника сначала вежливо, а потом настойчиво просят покинуть салон. Отмена штрафов в привычном для нас понимании не означает, что теперь можно будет кататься бесплатно и безнаказанно. Напротив, хоть на месте контролеры деньги собирать не смогут, зато, подобно гаишникам, они получат право выписать квитанцию или даже оформить на безбилетника протокол.
С другой стороны, безбилетный проезд не является такой уж серьезной проблемой для города. В большинстве автобусов, трамваев и троллейбусов есть кондукторы, которые, что называется, блюдут и контролируют. Однако здесь важно понимать перспективу. А она такова, что «сложности, связанные с безбилетным проездом, появятся с внедрением системы электронных платежей», говорит руководитель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. «Человек, который входит в автобус, должен будет приложить магнитную карту к электронному кондуктору. Люди у нас разные, и не все станут это делать. Для того чтобы следить за этим процессом, у контролера должны быть нормы права, которые позволят ему штрафовать нарушителей».
В автобус — с паспортом
Как будет работать механизм выписывания штрафной квитанции или протокола, участникам рынка пока не совсем ясно. Если формат протокола, составляемого в общественном транспорте, будет заполняться так же, как и при нарушении ПДД, пассажир автобуса успеет доехать до кольца.
Юристы отмечают, что количество информации, которое должно вноситься в протокол, не может быть меньше предусмотренного Административным кодексом.
Следовательно, кроме ФИО составителя и ФИО нарушителя здесь также должно быть указано место совершения, пояснения правонарушителя и пр. В идеале можно разработать упрощенную форму протокола, который был бы уже заполнен и куда требуется лишь внести фамилию безбилетника. Но возникает вопрос: кто даст гарантию, что «заяц» назовет свои настоящие данные, а не данные соседа по лестничной площадке?
Выходит, для подтверждения своей личности нужно будет носить с собой документы.
Давай на месте
Кстати говоря, в связи с нововведением головной боли прибавится у службы судебных приставов, которой кроме неоплаченных алиментов, транспортного налога, кредитов и
т. п. придется еще и заниматься безбилетниками.
Проблему безбилетного проезда могло бы решить увеличение штрафа. Проезд — 18 рублей, штраф — 100 рублей, разве это может кого-то испугать? А вот если установить штраф в размере 5 тысяч рублей, количество неплательщиков снизится практически до нуля.
Еще один вопрос связан с деятельностью самих контролеров. Те из них, кто трудится в электричках пригородного сообщения, зачастую не связываются со штрафами, предпочитая разбираться с нарушителем на месте. Средняя такса за безбилетный проезд в электричках сегодня — 30-40 рублей. Возникает вопрос: не приведет ли введение квитанций к увеличению числа тех, кто захочет решить проблему на месте? Транспортники отвечают философски: везде, где есть контроль и надзор, есть коррупция.
Без образования
никуда
Вообще за деятельностью контролеров следит Контрольно-ревизионное управление. Они-то и смотрят за всем, что происходит в салоне автобуса, в частности, за работой водителей — как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения финансовых показателей; чтобы он действительно продавал билеты (если нет кондуктора), а не клал деньги в карман. Как говорят в ГУП «Организатор перевозок», управление, с одной стороны, пресекает безбилетный проезд и проезд пассажиров по поддельным проездным документам, с другой стороны — выявляет нарушения в работе кондукторов.
Судя по всему, получается не всегда. Время от времени кондукторы интересуются — а далеко ли ехать пассажиру, и если узнают, что «нет, недалеко», застенчиво и с надеждой спрашивают:
– Можно я вам билетик давать не буду?
Правда, больших денег таким способом не заработаешь, — контрольные службы следят за тем, чтобы число проданных билетов совпадало со средним арифметическим потоком.
Проникшись романтикой и колоритом профессии, корреспондент «СПб Курьера» попыталась устроиться на работу контролером. Оказалось, это непросто. В большинстве организацией отвечали: вакантных мест нет. Более того, оказывается, для такой работы нужны соответствующий опыт и специальное (?) образование.
Услышав мой вопрос, где это самое специальное образование можно получить и в чем оно заключается, женщина на другом конце провода явно растерялась: «контролеров мы не нанимаем» — был ответ.
Зато кондуктором поработать можно везде. Правда, они только собирают мзду с пассажиров в размере 18 рублей с носа, штрафы не их вотчина. Платят за катание в автобусе с мотком билетов от 10 до 17 тысяч рублей в зависимости от организации.
Фото: ИНТЕРПРЕСС


 

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости