Общество / 13 ноября 2009

Лошадиные силы подорожают - с 2011 года

В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект, повышающий со следующего года базовую ставку транспортного налога в два раза. В этот же день на круглом столе, организованном ИД «Курьер-Медиа», были озвучены наметки городских властей по использованию возможностей, предоставляемых этим законопроектом.

В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект, повышающий со следующего года базовую ставку транспортного налога в два раза. В этот же день на круглом столе, организованном ИД «Курьер-Медиа», были озвучены наметки городских властей по использованию возможностей, предоставляемых этим законопроектом. 
Впрочем, уже в среду стало ясно, что исполнение озвученных расчетов переносится как минимум на год.  Об этом на очередном заседании городского правительства недвусмысленно заявила губернатор Валентина МАТВИЕНКО. Тем не менее «КУРЬЕР-МЕДИА» подробно приводит аргументы как «за», так и «против» повышения транспортного налога, которые прозвучали в рамках круглого стола.

Ход дебатов

Напомним, что правительство РФ одобрило этот законопроект еще в сентябре, но в конце октября комитет Совета Федерации выступил против повышения базовых ставок, так как, по мнению сенаторов, «в таких условиях вряд ли найдутся главы регионов, которые не воспользуются возможностью для установления максимальных ставок по транспортному налогу». Согласно законопроекту со следующего года базовая ставка на каждую «лошадь» автомобиля с мотором мощностью менее 100 лошадиных сил составит 10 рублей, от 100 до 150 лошадиных сил — 14 рублей, от 150 до 200 лошадиных сил — 20 рублей, от 200 до 250 — 30 рублей и свыше 250 лошадиных сил — 60 рублей. При этом согласно налоговому законодательству регионы смогут увеличить эту цифру в пять раз.

Планы налоговой кампании

О наметках Комитета финансов по использованию возможностей, которые будут предо¬ставлены регионам новым законом, в своем выступлении рассказал председатель Комитета финансов Петербурга Эдуард БАТАНОВ. Выяснилось, что по максимуму власти выбирать транспортный налог не собираются. Налог на легковой автомобиль мощностью 100 лошадиных сил имеет смысл увеличить с 22 до 24 рублей за «лошадь»; от 100 до 150 лошадиных сил — с 35 до 42 рублей; от 150 до 200 лошадиных сил — с 50 до 75 рублей; от 200 до 250 лошадиных сил — с 75 до 110 рублей. Тогда как по автомобилям с мощностью двигателя свыше 250 л. с. вполне возможно повышение со 150 до 300 рублей за лошадиную силу (см. диаграмму).
Это означает, что налог на автомобиль ВАЗ-2109 вырастет, к примеру, на 140 рублей, с 1540 руб. до 1680 руб. При этом налог за Ford Focus c объемом двигателя 1,8 литра увеличится на 875 руб. — с 4375 до 5250 руб. А вот за BMW X5 с объемом двигателя 4,8 литра его владельцу вместо 53250 рублей придется выложить 106,5 тысячи рублей.
«Мощные автомобили являются уже не средством передвижения, а определенным элементом роскоши, признаком высокого статуса того или иного человека, — пояснил свою позицию Эдуард Батанов. — Поэтому максимально возможное увеличение транспортного налога на автомобили мощностью более 250 лошадиных сил нужно рассматривать как своеобразный налог на роскошь».

Экология пока не в счет

Правда, как выяснилось, нынешняя налоговая практика совершенно не учитывает экологический вред тех или иных машин — а в их число входят в первую очередь именно отечественные малолитражки. «Нынешний транспортный налог исходит из понятия “лошадиная сила”, совершенно не учитывая, стоит автомобиль или движется, — заметил, в частности, руководитель проекта по эффективному использованию ресурсов “Гринпис России” Игорь БАБАНИН. — Это, конечно, проблема федерального законодательства. Если правительство хочет улучшить экологическую ситуацию в городе, то мы предлагаем подготовить проект изменений в налоговое законодательство, которые при расчете налога учитывали бы и экологический класс автомобилей, и сколько он проехал».
Впрочем, как тут же заметил Эдуард Батанов, изменения, в результате которых будет учитываться экологический класс автомобиля, уже готовятся. «Правда, ситуация здесь осложнена тем, что до 2004 года в паспортах транспортных средств просто не указывался экологический класс, — пояснил он. — А вот учитывать при расчете налога, сколько километров проехал тот или иной автомобиль, нет никакой возможности. У нас умельцы хорошо внедряются в том числе и в электронные системы, скручивая показания счетчиков».

За «рупь двадцать»

На бизнес компаний, не относящихся к перевозчикам, повышение транспортного налога, по сути, повлияет минимально. «Любое повышение налогов, конечно, неприятно, но существенного влияния на нас рост транспортного налога не окажет, — заявила, в частности, в кулуарах круглого стола финансовый директор компании «Буше» Инна ЗУБЦОВА. — В городе работают 16 наших автолавок, а всего автопарк ком¬пании составляет 26 автомобилей, при этом их мощность меньше 100 л. с. За год мы платим транспортный налог в сумме 72 тысячи рублей, так что возможное его увеличение нас не беспокоит».
А вот приглашенные на круглый стол представители  транспортных компаний, несмотря на приведенные цифровые выкладки, встретили предложение по повышению налога в штыки. Если резюмировать целый ряд ярких выступлений, получается, что увеличение транспортного налога для грузовых автомобилей на 20% попросту уничтожит транспортную отрасль Петербурга, которая и без того испытывает острую конкуренцию со стороны белорусских и прибалтийских перевозчиков. В ходе дискуссии, в которой цифры сыпались одна за другой, выяснилось, что в структуре себестоимости услуг транспортных компаний расходы на транспортный налог составляют 1%. «Это значит, что после изменения ставки налога к 100 рублям ваших расходов добавится целых 20 копеек, — заявил господин Батанов. — Думаю, что в ситуации, когда доходы транспортных компаний падают, а себестоимость при этом остается на прежнем уровне, вполне возможно произвести небольшое сокращение расходов и за счет этого изыскать деньги на уплату налога, а не игнорировать глобальные проблемы отрасли, связанные со снижением из-за кризиса спроса на услуги перевозчиков, и объяснять появившиеся сложности одним лишь повышением налога». Впрочем, некоторые нюансы, касающиеся расчета налогов для грузовиков возрастом свыше 3 лет, председатель Комитета финансов пообещал обдумать.
И времени на это у него, как выясняется, будет в достатке. Во-первых,  все озвученные планы могли быть реализованы лишь в том случае, если Госдума до середины ноября примет необходимые поправки в федеральное законодательство.
А этого, судя по всему, не произойдет. Если же депутаты Госдумы все же уложатся в срок, в режиме аврала должны будут отработать региональные парламенты, в том числе Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Они должны были бы в очень короткий срок — до 1 декабря успеть принять региональные законопроекты, касающиеся транспортного налога. И лишь тогда ставка транспорт¬ного налога была бы увели¬чена с 2010 года, что означало бы для владельцев частных автомобилей необходимость платить по новой ставке в первой половине 2011 года. Во-вторых, Смольный все же принял политическое решение отказаться от повышения транспортного налога со следующего года.

Иван МАКАРОВ
Фото Александра КРУПНОВА

МНЕНИЯ

Эдуард БАТАНОВ, председатель Комитета финансов Петербурга:
– Одним из серьезных источников доходной базы бюджета города были акцизы на нефтепродукты. С 2010 года методика расчета этих акцизов изменена — раньше она учитывала протяженность автомобильных дорог и количество автомобилей в отдельно взятом регионе РФ. Теперь больший упор делается на протяженность автомобильных дорог, которая у нас по сравнению с различными областями, само собой, гораздо меньше. Наши потери в результате этого изменения оцениваются в 4,4 млрд рублей. Их надо чем-то компенсировать. У нас, безусловно, есть несколько источников компенсации этих потерь, в их числе и такая мера, как увеличение ставок транспортного налога. Тем более что по некоторым позициям ставка транспортного налога не изменялась с 2002 года, по некоторым — с 2006 года, а основная часть ставок была установлена нами в 2004 году. При этом мы все прекрасно понимаем, что у денег есть свойство обесцениваться, существуют инфляционные процессы и, наверное, вполне справедливо будет частично увеличить ставки транспортного налога.
При подготовке предложений по увеличению ставок транспортного налога мы исходили из того, что нагрузка на крупные компании, которые осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, не должна сильно увеличиваться. Поэтому мы предложили увеличить налог на автобусы мощностью до 200 л. с. на 7%, а на автобусы мощностью свыше 200 л. с. лишь на 10%. Что касается грузового транспорта, то здесь также предлагается незначительное увеличение. По некоторым позициям оно составляет 18%, по некоторым — 25%. В среднем же, по нашим прикидкам, может получиться рост в 20%. Учитывая структуру себестоимости крупных компаний, это изменение будет практически незаметно. Скажем, у ГУП «Пассажиравто¬транс» сумма уплачиваемого транспортного налога составляет примерно 27-29 млн рублей при годовом обороте более 4 млрд рублей.
Если посмотреть накопленный инфляционный итог, то, конечно, полученные цифры будут гораздо больше тех, какие есть на сегодня в наших планах. Но главный подход, и Валентина Ивановна Матвиенко уже говорила об этом на заседании правительства, заключается в том, чтобы не ударить по бизнесу. Поэтому мы и не предлагали увеличивать нагрузку, исходя из инфляционных процессов. Речь идет об очень плавном, мягком увеличении транспортного налога для компаний либо с 2010, либо с 2011 года.
Что касается легковых автомобилей, то здесь наиболее обсуждаемая мера — увеличение в 2 раза налога на автомобили мощностью свыше 250 л. с. Мы считаем, что в этой категории вполне можно идти по верхней планке, которая будет установлена на федеральном уровне. Это для автомобилей мощностью до 100 л. с., по нашим расчетам, налог можно увеличить всего на 10%, поскольку большинство таких автомобилей принадлежит людям с невысокими доходами. Владельцы же мощных автомобилей принадлежат совершенно иной социальной группе. И тут нельзя забывать, что в России плоская шкала подоходного налога в 13% — наиболее льготная во всей Европе, если не учитывать различных оффшорных зон. И по этой ставке налог платят абсолютно все — и тот, кто получает 6 тысяч рублей в месяц, и тот, кто получает 6 млн рублей в месяц.
 Это хорошо действующая система, она позволяет обелять доходы и направлять средства в том числе на развитие производств и создание новых рабочих мест. Но при этом в части налогообложения предметов роскоши, к которым вполне можно, на мой взгляд, отнести автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л. с., можно и нужно применять максимально высокую ставку. Город у нас не очень хорошо приспособлен для движения мощных автомашин, в центре дороги строились еще для карет, и большие современные машины занимают гораздо больше места, чем малолитражки. Исходя из всего этого, предложения по повышению ставок транспортного налога достаточно взвешенные. Но, повторюсь, это лишь рабочие наметки. На сегодняшний момент никаких окончательных решений о повышении налога уже с 2010 года не принято.

Алексей ТРАВИН, координатор движения «Зеленая волна»:
– До кризиса с учетом темпов роста автомобильного транспорта предполагалось, что город к 2010 году просто встанет. Кризис скорректировал этот прогноз. Но в то же время надо понимать, что мы живем в городе со сложнейшей исторической застройкой и органиченными возможностями для расширения транспортной инфраструктуры. К сожалению, климатическая зона наша такова, что круглый год на велосипедах передвигаться по городу не получится. И, безусловно, государство должно стимулировать собственника автомобиля рассматривать его не как роскошь, а как средство передвижения. И принимать более экономически оправданные для себя решения. Машины с мощностью свыше 250 л. с. покупаются для получения статуса. Кроме того, в условиях городской среды более высокая подвеска этих автомобилей позволяет легко преодолевать бордюры и парковаться на газонах. В этой ситуации налоговое администрирование должно быть построено таким образом, чтобы и учитывать экологические соображения, и развивать дорожную инфраструктуру. Иначе город из места проживания жителей очень скоро превратится в место проживания автомобилей.
 
Вячеслав ЛЯЗАРЯН, генеральный директор ОАО «Совавто-СПб»:

– Действительно, возникает некий парадокс: за мощный грузовик мы платим налог больше, чем за КамАЗ, у которого мощность двигателя меньше в два раза, а экологический вред при этом в 4 раза больше. Сейчас в сфере международных перевозок работают десятки компаний, а общее количество грузовиков составляет 32,5 тысячи. Из них на Северо-Запад, в первую очередь на Петербург, приходится 8,5 тысячи грузовых автомобилей. Несколько лет назад, когда устанавливались нынешние ставки транспортного налога, мы договорились, что на мощные грузовики, срок полезного использования которых не превышает 3 лет, будет действовать пониженная ставка налога 25 рублей за одну лошадиную силу. Для тех грузовиков, срок использования которых составляет от 3 до 5 лет, ставка будет уже 35 рублей и лишь для остальных — 65 рублей. Сейчас кризис, и мы не можем позволить себе закупать новую технику. Поэтому доходы бюджета и так вырастут — поскольку те автомобили, за которые мы раньше платили по пониженной ставке, перейдут в новую ценовую категорию. Вы говорите — снижайте издержки, но у нас крайне ограничены возможности для этого. Мы не можем повлиять на цены на бензин, техобслуживание, запчасти, шины. По сути, единственная возможность для многих перевозчиков сэкономить — это перерегистрировать предприятие в другой области, где транспортный налог гораздо меньше. И вообще, например, опыт Финляндии показывает, что компаниям налог надо платить не в зависимости от количества автомашин и не в зависимости от показателей спидометров этих автомашин. Его надо платить в зависимости от того, сколько топлива закупила компания для своей операционной деятельности. Приобрела миллион литров, значит, с этого объема и платит — ведь топливо было куплено не для того, чтобы его в канаву слить, а для того, чтобы «получить пробег» и получить за этот пробег доход.

Константин ШАРШАКОВ, и. о. руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу:
– Сразу в 17 регионах страны транспортный налог ниже, чем в Санкт-Петербурге. Помимо перехода в следующем году 40% грузовых автомобилей из категории 3-5 лет в категорию свыше 5 лет, что повлечет за собой увеличение ставки налога с 35 до 65 руб. за лошадиную силу, нельзя забывать, что с 2010 года вместо уплаты единого социального налога автопредприятия начнут перечислять средства в различные обязательные фонды, что приведет к росту отчислений 8-10% от фонда оплаты труда. Стремясь же получить после введения нового налога в размере 18 тысяч рублей с каждого автомобиля, город рискует потерять как минимум 208 тысяч рублей. Ведь один большегрузный автомобиль обеспечивает работой как минимум три человека. И если предположить, что их зарплата в месяц составляет 25 тысяч рублей, то только за счет подоходного налога городская казна ежегодно получает 192 тысячи рублей. Плюс 14 тысяч рублей действующего транспортного налога и 2 тысячи рублей налога на имущество. Вот и выходит 208 тысяч рублей, которые пропадут, поскольку компании вынуждены будут сокращать автопарк и увольнять сотрудников.

 

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости