Культура / 17 июня 2014
Теги: Выставки

Новый взгляд на новый век

«Манифеста» предлагает осмыслить творчество и мир без предрассудков.
Новый взгляд на новый век

Современное искусство во всей его сложности, без ограниченности и самоцензуры — таково содержание выставки-биеннале «Манифеста».  Выставка откроется 28 июня в здании Главного штаба Государственного Эрмитажа и продлится до 31 октября. В ней участвуют десятки художников из разных городов Европы.

Европейская биеннале «Манифеста» проходит каждый раз в новой стране. Официальной площадкой для десятой «Манифеста» стал Эрмитаж. Выставка проводится при поддержке правительства Петербурга.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, рассказывая об идее выставки, подчеркнул, что во главу угла поставлены критический взгляд на мир и свобода творчества от предубеждений. При этом «Манифеста» не носит политический характер, не нацелена на эпатаж и оскорбление чьих-то чувств.

Полвека назад, отмечает директор музея, многие посетители усматривали неприличие в экспозиции французских импрессионистов. К счастью, ее не запретили. На новых выставках толпились студенты, молодые ученые и архитекторы. Тут рождались идеи и завязывались знакомства. Со временем «революционное» стало общепринятым.

- То, что предлагает «Манифеста», значительно сложнее, объясняет Михаил Пиотровский. - С одной стороны, это продолжение рассказа о том, как новатор­ство становится классикой. Важно включение в выставку имен, которые соединяют современность с прошлыми этапами.  «Манифеста» устанавливает связь современного искусства не только с художественным собранием, но и со всем пространством Эрмитажа — с его зданиями, скульптурами, Александровской колонной, с Петербургом.

Осмысление нового искусства — давняя традиция Эрмитажа. Она начата собирательством Екатерины Великой, про­должается сегодня.

— Память, живущая в наших стенах, служит защитой «территории искусства» от войн и революций, от прихотей правите­лей и разрушительной силы толпы, - говорит Пиотровский. — Сегодня на эту территорию претендуют, с одной стороны, сторонники цен­зуры и диктата, а с другой — приверженцы политических сво­бод и провокаций. У искусства же есть свои задачи, увидеть которые помогает широкий контекст Эрмитажа.

У музея есть внушительный опыт в отстаивании культуры от разрушительных веяний. Весь богоборческий период XX века над Дворцовой площадью оставался ангел на колонне, а с церкви Зимнего дворца так и не сняли крест. По словам Пиотровского, это символ и урок: споры мимолетны, искусство вечно, хотя при этом оно обновляется.

Дмитрий Полянский


Василий Кичеджи, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Санкт-Петербург был и остается передовым центром культуры. Поддерживая Государственный Эрмитаж в его стремлении развивать в обществе интерес к пониманию мировых художественных процессов, город окажет содействие в проведении биеннале «Манифеста-10» в культурной столице России».


Хедвиг Фейен, директор и основатель Международного фонда «Manifesta»:

«Искусство позволяет под новым углом зрения взглянуть на общество. Наша работа сопряжена с преодолением конфликтов. Мы боремся за свободу творчества, поддерживаем кураторов и художников и призываем их обсуждать значимость, актуальность и спорные моменты предложенных проектов».


Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Культура»