Общество / 17 ноября 2009

Качество образования - задача №1

Совершенствование проведения ЕГЭ, развитие системы высшего образования, создание сети федеральных и национальных исследовательских университетов — это далеко не все задачи, которые предстоит решить в ближайшее время.
Совершенствование проведения ЕГЭ, развитие системы высшего образования, создание сети федеральных и национальных исследовательских университетов — это далеко не все задачи, которые предстоит решить в ближайшее время.

Задачи поставлены

Министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО
говорит, что приемная кампания этого года показала, что ряд университетов недобрал студентов. Причем это касается не только негосударственных, но и государственных вузов.
– В связи с этим мы предлагаем определенную реорганизацию сети высших учебных заведений, то есть создание федеральных университетов: когда к более сильному университету-лидеру присоединяются другие высшие учебные заведения. Федеральные университеты создаются для существенного улучшения социально-экономической ситуации в регионах, поэтому они будут создаваться в тех субъектах РФ, в которых такие качественные улучшения необходимы. Тем более в условиях демографического спада.
В настоящее время Минобрнауки России подготовило проект Концепции формирования и развития в стране федеральных университетов, в котором предполагается поэтапное развитие их сети.
21 октября 2009 года президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». В этих округах будут созданы 5 новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Приволжский, Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.
– Проекты программ развития пяти новых университетов планируется внести в правительство России в первом квартале 2010 года. Государственная поддержка этих программ будет осуществляться первые пять лет и позволит вывести инфраструктуру новых вузов на уровень современных требований и сформировать собственный интеллектуальный, материальный и организационный потенциал дальнейшего развития, — отмечает Андрей Фурсенко.
Конечно же, самым обсуждаемым вопросом в образовательной среде является предстоящая приемная кампания. Какой она будет и какие отличия ждут абитуриентов в будущем году? По словам Андрея Фурсенко, новые правила приема в высшие учебные заведения страны будут утверждены до конца октября. В настоящий момент по всем обсуждавшимся вопросам, кроме одного, решение принято.
Основное нововведение в порядке приема в вузы — уменьшение числа этапов зачисления в высшую школу с трех до двух. Кроме того, у высших учебных заведений появится возможность устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но и по непрофильным предметам. Также изменения коснутся целевого набора. Если раньше доля поступающих по целевом набору составляла 30%, то теперь — 20%.
Кроме того, 27 октября было принято окончательное решение об ограничении числа вузов, в которые абитуриенты смогут одновременно подавать заявления. В будущем году выпускники школ могут подавать документы лишь в пять вузов и только по трем направлениям подготовки.

Конкурентоспособное образование

По словам министра, современное образование должно быть прежде всего конкурентоспособным.
– Образование является важнейшим общественным благом, мы должны ориентировать его на те сектора экономики и социальной сферы, которые будут востребованны.
Иначе это благо превратится в свою противоположность: граждане — «благополучатели», не сумев устроиться на достойную работу по полученной специальности, будут чувствовать, что государство их обмануло, направив по тупиковому пути. Проходя обучение, человек должен быть твердо уверен, что затем он будет востребован как специалист. Нужны привлекательные предложения с рынка труда для выпускников — такие, которые смогут мотивировать молодежь выбирать эти программы, — говорит Андрей Фурсенко.
Министр также отметил, что с 1 сентября этого года в нашей стране стартовал новый эксперимент по государственной поддержке образовательных кредитов, который продлится до конца декабря 2013 года.
Студенту предоставляются образовательные кредиты на льготных условиях. В течение всего срока обучения в вузе и 3 месяцев после его окончания студент не выплачивает банку основной долг по кредиту; в течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивает только часть процентной ставки (40% и 60% соответственно). При этом срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет. Кроме того, студенту не нужно предоставлять обеспечение по кредиту (залог или поручительство), что в значительной степени упрощает процесс получения кредита.
На образовательные кредиты могут рассчитывать те студенты, которые, во-первых, хорошо учатся, во-вторых, учатся на востребованных экономикой специальностях и, в-третьих, в тех вузах, которые дают качественное образование.
Сегодня качество образования — одна из первостепенных задач проводимой реформы. С тех пор как образование в России стало национальным приоритетом, всем уровням и формам обучения уделяется повышенное внимание. Как и всякая система, она имеет определенные недостатки. Сегодняшняя работа Минобрнауки направлена на то, чтобы эти недостатки минимизировать.
Валерия КЛИМЕНТЬЕВА

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»