Общество / 17 ноября 2009

Владимир Васильев: «У нас блестящие показатели трудоустройства»

Реформа высшего образования, создание университетских комплексов, выдача образовательных кредитов.
Реформа высшего образования, создание университетских комплексов, выдача образовательных кредитов. Об этом и многом другом рассказывает председатель Совета ректоров вузов Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир ВАСИЛЬЕВ.

– Владимир Николаевич, в конце прошлого месяца были приняты новые правила приема в вузы. Каких изменений ждать?
– Прежде всего изменения коснутся количества этапов зачисления в высшие учебные заведения страны. Если раньше их было три, то теперь будет два. Приемная кампания будет завершена 10 августа 2010 года. И только тем вузам, которые к этому сроку не смогут набрать студентов, будет разрешен дополнительный набор. Кроме того, высшим учебным заведениям теперь дано право устанавливать минимальный проходной балл по ЕГЭ по каждому предмету, а не только по профильным. Число целевых мест в вузах будет сокращено до 20% от контрольных цифр приема. Кроме того, абитуриент теперь может подавать документы только в 5 вузов и в каждом вузе он может выбрать не более трех специальностей.

– А как можно проследить, что человек подал заявления в пять высших учебных заведений, а не, скажем, в десять?
– На сегодняшний день технология, которая бы фиксировала, в какое количество вузов абитуриент подал заявления, пока не определена. Рособрнадзор предлагает вносить соответствующую отметку в централизованную базу данных. То есть в единую базу будут вноситься все, кто подает документы в тот или иной вуз страны. В Киргизии, например, пошли несколько иным путем: у них применяются отрывные талоны. Как же будет сделано у нас, вопрос пока открытый.

– Каковы перспективы развития университетских комплексов? Сколько их уже существует?
– Работа университетских комплексов в Петербурге хорошо отлажена. На сегодняшний день в Северной столице 19 учебных высших заведений, которые объединились со средними профессиональными учебными заведениями. Основным плюсом для среднего профессионального образования является тот факт, что повышается уровень преподавания за счет кадрового состава. Ведь обучают детей в университетских комплексах педагоги как из ссузов, так и из высшей школы. Да и материально-техническая база в таких объединенных учебных заведениях лучше. В свою очередь, вузы также выигрывают от создания университетских комплексов, так как к ним присоединяются непросто колледжи и техникумы, а профильные учебные заведения.

– В 2010 году планируется в качестве эксперимента позволить среднему профессиональному образованию готовить прикладных бакалавров. Что вы по этому поводу думаете?
– Вопрос этот, безусловно, спорный. Будет ли этот эксперимент действительно проходить в 2010 году, пока сказать сложно. 21 октября было решено на федеральном уровне еще на год продлить переход на новые государственные образовательные стандарты третьего поколения. Поэтому будет ли введен прикладной бакалавриат, кому и когда он будет разрешен — все это находится на стадии обсуждения.

– Что сейчас происходит с образовательными кредитами?
– Принято принципиальное решение о внедрении образовательных кредитов. Однако пока окончательного списка вузов и банков, которые будут участвовать в этой программе, нет. Главное, что стоит подчеркнуть, получение кредита с точки зрения заемщика будет более легким, чем раньше. Не нужно будет собирать кучу бумаг и делать соответствующее обеспечение этого кредита. Риски невозврата кредита государство берет на себя. Для студентов получение образовательного кредита может стать отличным подспорьем. Даже если человек учится на бюджете, он все равно имеет право на получение образовательного кредита, что называется, «на жизнь». Для того чтобы студенту не пришлось работать ночами или вечерами в ущерб учебе и здоровью, а он мог спокойно получать образование, ему могут дать кредит на время учебы.

– Еще весной ходили тревожные разговоры о том, что около 50% нынешних выпускников не смогут найти работу. А что оказалось на самом деле?
– Как это ни парадоксально, прогнозы, к счастью, не оправдались. Результаты исследования показали, что на 10 октября 2009 года из 47 тысяч выпускников очного отделения не смогли трудоустроиться только 2070 человек, то есть 4,5% от общего числа петербургских выпускников. Причем на бирже труда зарегистрировались только 486 человек. Это — капля в море. На Западе, например, считается блестящим результатом, если после окончания вуза без работы остается меньше 5% выпускников, и это в благополучные годы. А у нас такая цифра в условиях кризиса.

– Демографическая ситуация в стране с каждым годом становится все хуже и хуже. Что же будет дальше?
– До 2017 года не стоит ожидать увеличения количества выпускников школ. А в ближайшие два года их число будет только сокращаться. Для вузов эти годы будут особенно напряженными. И тем вузам, которые не смогут набрать нужного количества студентов, волей-неволей придется сокращать набор. Тем не менее закрывать вузы никто не собирается. По-прежнему конкуренция между высшими учебными заведениями Петербурга очень высокая, не говоря уже о конкуренции между городами. Как известно, главный наш соперник в борьбе за иногороднего студента — это Москва. И впервые в этом году в Петербурге число иногородних студентов превысило 50%.

– Стало ли меньше студентов-контрактников?
– Сократилось, и намного. Если в 2008 году число контрактников было 30 тысяч человек, то в этом году — 14,5 тысячи. И в следующих годах их будет становиться все меньше. Поэтому тем вузам, которые строили финансовое благополучие за счет контрактников, придется пересмотреть свою политику.

– А что в этой связи будет с негосударственными вузами?
– Скорее всего, они будут закрываться или укрупняться, объединяться. В противном случае им не выжить.

– Соответствуют ли предпочтения абитуриентов в выборе будущей профессии требованиям современного рынка труда?
– Нет. Абитуриенты и их родители по-прежнему стремятся осваивать гуманитарные специальности: юриспруденция, экономические, социально-экономические, управленческие направления подготовки и ряд педагогических специальностей.  Я не ожидаю, что в ближайшие годы что-нибудь изменится в этом плане. Причем это не только российская, это общемировая тенденция. Молодежь не хочет идти на тяжелые технические направления, так как учиться там, естественно, гораздо сложнее. В то же время работодателям нужны совсем другие специальности. Рынку труда требуются технологи, конструкторы, инженеры, хорошие специалисты по информационным технологиям и т. д. Но на это дети внимания не обращают.

Вера КЛИМОВА

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»