Общество / 19 ноября 2009

В чужой огород не заезжай

Стояночных мест в городе не хватает. Машины зачастую паркуют прямо на газонах, что провоцирует репрессивные меры со стороны надзирающих органов.

Стояночных мест в городе не хватает. Машины зачастую паркуют прямо на газонах, что провоцирует репрессивные меры со стороны надзирающих органов. Обоюдное раздражение растет. «Газонные» споры настолько многочисленны, что в районных судах приходится специально выделять судью для разбора этих дел.

Может, это была лужа?
– Меньше всего ожидал, что нарвусь на неприятности, припарковавшись в луже у дома, — недоумевает Александр ФОМИЧЕВ. — По каким признакам я должен догадываться, что необрамленная полоска грунта — это газон, а не пустырь или обочина?
Александр припарковал свой «Форд», сместившись с дорожки, чтобы не загораживать проезд другим машинам. И — получил вызов на разбирательство: муниципальные власти сфотографировали регистрационный номер и составили протокол о парковке на газоне.
В муниципальном образовании «Академическое», по оценке его жителей, без проблем можно припарковать разве что велосипед. В кварталах прибавилось машин, эвакуированных из снесенных гаражей. В результате целые ряды автомобилей стоят на траве.
Неудивительно, что в последнее время в административную комиссию Калининского района приглашают сразу по 50 нарушителей. Лично с каждым обстоятельства проступка не обсуждают — всем штраф. Как говорит один из чиновников, понятия «обочина» в городе нет. А оправдания в духе «не газон и был» во внимание не принимаются: земля оттого и голая, что ее заездили.
Довод веский, если учесть, насколько газоны «убиты» автомобилистами. В другом районе, во дворе дома 31 по улице Турку, бывший зеленый ковер полностью распахан колесами в месиво. И таких примеров масса.

Определение и преступление
Тем не менее огульная карательная политика вызывает нарекания. Нужно юридическое понятие «газона», а его нет. Газоном принято считать элемент благоустройства с покровом из многолетних растений. Вопрос оставлен на толкование тех, кто составляет протоколы.
Представители местных властей указывают вместо внешних признаков на кадастровые планы. А вы попробуйте законно припарковать машину в неблагоустроенном дворе по условным границам землемерных чертежей. Потом на комиссиях и в судах автомобилисты указывают, что невозможно отличить на глаз законное место от запрещенного. Ссылаются они на ГОСТы и на четкое определение «газона» из приказа Госстроя от 15 декабря 1999 года: «газоном является площадка, засеянная травой, с высотой грунта не менее 15 см, огороженная бордюрным камнем». Если участок не озеленен и не огражден хотя бы поребриком, наложенный штраф можно отбить, но путем изнурительной тяжбы.
«Когда автолюбители указывают на отсутствие бордюра и травы, они забывают, что ГОСТ не является обязательным требованием, — заявили корреспонденту «СПб Курьера» в администрации МО «Академическое».
Такое толкование норм адвокаты находят небесспорным. Например, незамеченный дорожный знак, установленный не по ГОСТу, не может быть поставлен в вину водителю. Чего нельзя увидеть, тому невозможно подчиняться.

Маховик репрессий
Если раньше в арсенале исполнительной власти еще был выбор взысканий (предупреждение либо штраф от одной до пяти тысяч рублей), то в новой редакции городского закона уже нет этой «вилки». Независимо от тяжести содеянного полагается штраф — пять тысяч рублей.
Напряженность вокруг газонов стала нарастать к осени. Муниципальные власти, в январе получившие карательные полномочия, обкатали механизм и обучили сотрудников. А когда ответственность еще усилили в несколько раз, без учета смягчающих обстоятельств, это вызвало ропот. Горожане при каждом разборе дела напоминают, что карательная политика не решает задач благоустройства и создания стоянок.
«Тут проблема двоякая: нехватка мест и пренебрежение к закону, — комментируют в МО «Академическое». — Так что лучше, не дожидаясь наказания, запросить включение площадок для машин в адресную программу. Это важно сделать заблаговременно, при обсуждении бюджета».
Муниципалы отмечают занятное обстоятельство: штрафы пробуждают гражданскую активность. Попавшие под протокол автомобилисты тут же пишут заявление на площадки и расширение проезда. Пока жареный петух не клюнул, всех устраивала стихийная стоянка во дворах, превращенных в болото.



НЮАНСЫ
Парковка на газоне запрещена и зимой, и не стоит уверять, что колеса промороженной земле не вредят. Под утрамбованным снегом трава выпревает и гибнет.

Закон «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Петербурге».
Статья 35, п. 2 в редакции, действующей с 22 июня 2009 года.
Нахождение транспортных средств на газонах влечет наложение штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц — 50 тыс. рублей; на юридических лиц — 100 тыс. рублей.

ЭТО ЛЮБОПЫТНО
При выяснении границ ответственности автовладельцев чиновники часто предлагают простейший способ различения: что во дворе не замощено щебенкой или асфальтом, то и газон.
Подобный подход позволяет доводить ситуацию до абсурда. Иногда жители сами незаконно засыпают землю асфальтной крошкой.
Но с точки зрения администрации, газон останется газоном, чем бы его ни засыпали. И водители за въезд на самодельную площадку все равно попадают под протокол. Формально их наказывают по делу, но в суде у местных властей позиции будут шаткими. Фотографии машины, стоящей на асфальтовом пятачке, вряд ли убедят судью в обоснованности штрафа. Хозяйка «Пежо», оспорившая в июле протокол администрации МО «Невский округ», отметила на фото, что участок с асфальтной крошкой не огорожен бордюром и не имеет никаких признаков газона.

ФОТО АЛЕКСАНДР КРУПНОВ
 

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»