Общество / 20 ноября 2009

Фарш-мажор

Пенсионерка Любовь Яхова живет одна. Детей или внуков, которые могли бы ей помогать, у женщины нет. Пенсия более чем скромная — 7,5 тысячи рублей.
Пенсионерка Любовь ЯХОВА живет одна. Детей или внуков, которые могли бы ей помогать, у женщины нет. Пенсия более чем скромная — 7,5 тысячи рублей. Из родных — только здоровый пушистый кот, денег на еду которого Любовь Васильевна тратит больше, чем на себя.
– Бывает, куплю куриные окорочка. Мясо ножиком коту срезаю, а из косточек варю себе бульон. Иногда специально на бульон покупаю кончики куриных крылышек. Они в «Перекрестке» недорого стоят — всего 25 рублей за килограмм. Пельмени тут покупала в «Пятерочке», кажется, «Ням-Ням» называются, небольшая упаковка, граммов 500, стоит, по акции, 23 рубля. Я сразу несколько пачек про запас взяла.

Смена ориентации
В нынешних экономических условиях многим людям по разным причинам приходится отказываться от привычного уклада жизни. Мария СРОЧНАЯ год назад потеряла работу, найти что-нибудь подходящее в ее предпенсионном возрасте оказалось непросто. Прожить на пособие по безработице и пенсию матери — задача сложная. Женщины начали сдавать одну из комнат в своей квартире. На кусок хлеба хватает, но о масле иногда приходится забыть. Мясо как таковое они едят только в гостях. Покупают суповые наборы, дешевые пельмени, редко балуют себя полуфабрикатными котлетами.
Ритейлеры отмечают, что за последний год в Петербурге наметилось значительное смещение спроса в сторону недорогих мясных продуктов. При этом условно всех покупателей мясных продуктов можно разделить на три категории. К первой относятся покупатели, которые стали выбирать более дешевые продукты. Покупатели, относящиеся ко второй категории, подошли к вопросу экономии иначе: они решили, что выгоднее будет покупать свежее мясо и готовить самим, нежели приобретать полуфабрикаты. И наконец, третья категория покупателей даже во время кризиса не желает отказываться от любимых брендов, но хочет приобретать их по низким ценам. Поэтому они внимательно отслеживают все рекламные акции.

По средней цене
Как отмечают категорийные менеджеры отдела закупок компании «Лента» Евгения Суетова и Светлана Шугурова, с приходом кризиса скорее вырос спрос товаров в ценовом сегменте между низким и средним. Наибольшей популярностью среди полуфабрикатов пользуются пельмени, причем покупатели отдают предпочтение бренду «Равиоли» и частным маркам «Лента» и «365». Кроме того покупатели предпочитают наиболее дешевые котлеты и блинчики. При этом, по оценкам экспертов холдинга «Продовольственная биржа» («Полушка», «Е-да!», «Желтая зебра»), особым спросом пользуются пельмени от 80 до 100 рублей за 1 кг и котлеты от 60 до 70 рублей за упаковку до 500 г.
Ольга ГОЛИУС, руководитель отдела закупок сети магазинов «7я Семья», также отмечает, что в основном люди стараются выбирать продукты сегмента недорогих мясных продуктов, четко оценивая соотношение цены и качества. Подозрительно дешевые товары людей отпугивают. Покупатели смотрят не только на стоимость продукта, но и на его свежесть. Скажем, покупать замороженные окорочка стали в три раза меньше, чем в 2002 году. Тем более что замороженный окорок стоит 69-82 рубля, а охлажденный, с учетом акции — 79-89 рублей. И если разница так невелика, то люди берут то, что, по их мнению, лучше и качественнее.
В Северо-Западном филиале компании X5 Retail Group N. V. («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») говорят, что продажи охлажденной курицы в последний год выросли на 5-10%.
Хотя, с другой стороны, многие люди стали переходить на бренды-аналоги в случае, если они существенно дешевле. В топах по популярности — сосиски по цене около 160 рублей за кг. В категории «консервация» в десятку самых покупаемых продуктов попала тушенка по розничной цене около 51 руб.
При этом мясная консервация — очень специфическая категория. Здесь качество напрямую зависит от цены. Чем меньше цена, тем хуже качество продукта, а соответственно, и полезный выход в итоге. В большей степени влияние кризиса на категорию мясной консервации сказалось в сентябре-ноябре 2008 года, спрос на эту продукцию увеличился на 25-30%. Однако осенью этого года спрос упал на такую же величину.
– В этом году стали больше покупать сосисок, сарделек, увеличился спрос на варено-копченые колбасы, но упал на сырокопченые, — отмечают в компании X5 Retail Group. — Объем продаж низкобюджетной продукции вырос, ассортимент также увеличился. При этом, скажем, в сети «Карусель» ассортимент низкобюджетной продукции увеличился в первую очередь за счет расширения собственной торговой марки «Красная цена».

Больше и со скидкой

Многие компании в этом году экспериментировали с выпуском более дешевой линейки с качеством на границе требований ГОСТа, при этом не используя свой бренд, чтобы не портить репутацию. Они рассчитывали на серьезное перераспределение спроса в сторону более дешевого продукта, однако этого не произошло. Такие товары не вошли в топ-продаж и не смогли опередить лидеров прошлых лет, которым покупатели привыкли доверять. Доля товаров низкого ценового сегмента как составляла 15-18%, так и сохранилась примерно на этом же уровне, основную долю составляет средний ценовой сегмент — 75-80% и только 5-7% занимают дорогие продукты.
Для того чтобы привлекать покупателей-мясоедов, торговые сети, как, впрочем, и производители, устраивают всевозможные акции. В универсамах, например, порой можно купить пельмени стоимостью до 25 рублей за 1 кг и котлеты стоимостью до 35 рублей за упаковку. Популярны и акции от производителей, суть которых заключается в увеличении веса упаковки без изменения цены.

Десятка самых популярных «мясных» позиций в магазинах X5 Retail Group в октябре 2009 года


1)Цыплята-бройлеры охлажденные;
2)Шейка б/к; 
3)Фарш домашний;
4)Колбаса варено-копченая «сервелат»;
5)Кура-гриль золотистая;
6)Сосиски;
7)Сосиски «Молочные» с натуральным молоком;
8)Пельмени из мяса молодых бычков;
9)Колбаса п/к «Краковская»;
10)Сардельки «Докторские» в/у;


Валерия КЛИМЕНТЬЕВА

ФОТО ИНТЕРПРЕСС

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»