Культура / Шоу-бизнес / 3 октября 2014
Теги: Театр

Александра Куликова: «Надо учиться разумно тратить себя»

Как часто бывает в актерской профессии, популярность ей принесло кино: зрители стали узнавать Куликову после фильма «Волшебник» — работы, которой она сама особого значения не придает.
Александра Куликова: «Надо учиться разумно тратить себя»

Сегодня кинолент, в которых снялась актриса, отмеченная независимой театральной премией имени Владислава Стржельчика (2007) и несколькими кинонаградами, уже много. Фильм «Апрель» (2003), например, принес Александре номинацию на «Золотого орла», а фильм «Бог печали и радости» — премию за исполнение лучшей женской роли на XII Международном фестивале телевидения в Черногории. Но настоящие театралы отметили молодую актрису еще в ее дебютном спектакле на прославленной сцене АБДТ им. Г. А. Товстоногова — в постановке «Перед заходом солнца», где юной выпускнице ВГИКа довелось играть бок о бок с самим Кириллом Лавровым…

– Александра, как вам БДТ после ремонта?

– Мне он очень нравится. Ведь даже в маленькой квартире практически невозможно сделать ремонт так, чтобы тебя абсолютно все устраивало... А тут такая колоссальная работа — реконструкция огромного старинного театра! Конечно, не без издержек, но в целом… Я уже давно научила себя в любом жизненном событии усматривать самое главное, и тогда все остальное — просто шелуха. А тут главное — то, что мы снова дома.

Мне очень нравится все, что связано с реставрацией, — красивая и изящная работа. Эдуард Степанович Кочергин, наш бессменный художник, сделал изумительной красоты и благородства занавес. Но это все равно узнаваемый, родной БДТ. Пространство старое, но и новое тоже: есть ощущение обнуления цикла, ощущение чистого листа, ощущение начала пути. Как сказала моя подруга Ируте Венгалите, «теперь новое пространство нужно намаливать»… И помочь в этом могут только наша работа, только связь со зрителем, только дыхание живых людей.

– Вы пришли в БДТ в самом конце 90-х, когда там еще не выветрился товстоноговский дух…

– Да, были живы еще многие наши «динозавры» — сила, костяк театра. Наш сегодняшний «чистый лист» лежит поверх толстого фолианта, перелистывать страницы которого, вдыхая аромат истории, просто необходимо для сохранения театра. Я абсолютно открыта новому, но мне хотелось бы сохранить лучшее и от старого БДТ, например отношение к актеру как к главному выразительному средства театра.

– Сегодня, когда Андреем Могучим уже заявлена программа обновленного БДТ, есть ли уверенность, что в нем найдется место всем-всем-всем?

– Есть, как минимум, две важные для меня вещи в том, как Андрей Могучий формулирует и уже осуществляет новый БДТ. Во-первых, одной из задач театра он называет просвещение. Мне очень это нравится. А сегодня многие театры забыли или даже утратили эту свою важнейшую роль. Вектор на просвещение позволяет включать в творческую и зрительскую орбиту театра молодежь и детей. Во-вторых, в том, что Могучий делает, никогда нет пошлости. Это задает определенный уровень театру, независимо от личных симпатий публики к тому или иному спектаклю.

Я не исключаю, что новому театру кто-то может не понадобиться, в том числе и я. Сейчас я занята в двух спектаклях — «Дама с собачкой» и «Метод Гронхольма», но, как и сказала, открыта новой работе, надеюсь на нее, жду ее. Что такое современный театр — я знаю, как актриса могу и умею говорить на его языке — он мне не чужой. И для меня как для зрителя существует одна нередкая беда в современном театре — это холод: когда красивая, выверенная, богатая фантазией и мастерством режиссера конструкция не вызывает никаких чувств. Но тот же грех случается и в классическом психологическом театре, да и в любом другом... Посмотрим. Буду нужна родному БДТ — буду счастлива. Сложится моя биография как-то иначе — приму и это. Я открыта переменам.

– Как вы успеваете совмещать театр, кино и семью? Ведь у вас двое детей…

– Тут очень важно вовремя переключаться, важно составить себе иерархию приоритетов, ценностей. Надо научиться разумно тратить себя. Условно говоря, можно не помыть посуду, если надо почитать сценарий, но невозможно не взять ребенка на руки даже если опаздываешь на съемку. Рождение детей, конечно, — важнейшее событие в жизни женщины, в жизни семьи. И когда ребенок маленький, в него надо «нырять» целиком. Это тот участок, на котором надо отдать максимум. И сейчас, когда дочке уже перевалило за три года, я понимаю, что какая-то база уже в нее заложена… Но это первоначальное погружение в ребенка для меня безоговорочно. И даже когда я, будучи совсем молодой, родила сына, правило это для меня действовало. Ведь это тоже одна из форм творческой реализации для женщины.

– Такое отношение к детям — воспитанное качество или рефлекс?

– Это абсолютно инстинктивная вещь, природная особенность. Иногда она просыпается в женщинах частично, иногда вовсе отсутствует, но лично для меня любой выбор всегда будет сделан в пользу ребенка.

– Как вы выстраиваете отношения с детьми? Вы строгая мама или хороший товарищ?

– Я — страшный либерал в отношениях с детьми, поэтому отношения выстраиваю дружеские. Эмоционально воздействовать на ребенка, подавлять его до определенного возраста совсем нетрудно, но я всячески избегаю такого давления, несмотря даже на свой довольно сильный характер. Я не уверена, что отсутствие строгости при воспитании детей это правильно (иногда даже думаю про себя: «Эх! Надо было построже…»), но моей строгости обычно хватает минут на пять, не больше (улыбается)…

– Быть либералом в семье — дело неблагодарное: домашние не всегда могут проявлять ответный либерализм…

– А вот тут и срабатывает моя сила характера, которой хватает для того, чтобы сохранить свое личное пространство, не оказывая давления на детей.

– Ваш сын Андрей принимал участие в спектакле БДТ «Лето одного года». Хотите сказать, что не по вашей инициативе?

– Он еще и в кино снимался в главной роли, в фильме «Крылья»… И оба раза это была лишь цепь случайностей, которая привела именно к этим результатам. Я не прилагала никаких к этому усилий, и хотя сын, три года выходя на одну сцену с Алисой Бруновной и Олегом Валериановичем, испытывал колоссальное удовольствие, к актерской профессии его не «развернуло».

– …в отличие от вашей собственной истории прихода в профессию.

– Да, когда на первом курсе мединститута меня пригласили на «Ленфильм» и я на пробах, прочитав на площадке текст сцены, вдруг поняла всю необратимость происходящего со мной… И это несмотря на то, что я уже была в рамках условностей престижного 1-го «меда» и маминого желания «чтобы дочь стала врачом» (стандартная такая родительская история переноса своих собственных амбиций на ребенка), — красоты и благородства будущей профессии. Это случилось не от того, что я хотела блеска, славы, успеха, а от того, что я внезапно поняла, что я хочу повтора того чувства, которое я испытала во время пробы. Это сугубо внутреннее, глубокое моментальное осознание себя, не оставлявшее сомнениям места.

– И как пережила ваше профессиональное перерождение мама?

– Она была не столь либеральна, как я по отношению к своим детям. Мне пришлось выдержать бурю и натиск: это был настоящий, серьезный конфликт в семье — со слезами и истериками. Но упомянутый характер мне помог: я понимала, что должна выстоять, отвернуться от запрограммированного, понятного и благополучного будущего и обрести себя.

– Конфликт, достойный уважения! А сколько сейчас в семьях происходит пустячных конфликтов…

– Я думаю, они всегда были. Просто далеко не всегда конфликты эти приводили, например, к разводам. Но раньше, мне кажется, срабатывали особые механизмы противостояния разрывам отношений. А сегодня разводы — некая плата за женскую свободу. Гармоничных союзов, в которых мужчина и женщина, подобно баховской фуге, переплетены в гармонии и звучат единым прекрасным произведением, очень-очень мало. Мы живем в мире, где люди бесконечно ранят друг друга, и семья — единственный союз, способный защитить нас от всех бед. Умение высекать радость из самых простых вещей и готовность делиться ею с другими может быть один из главных женских талантов. Нельзя только допускать угасания в себе внутреннего огня.

Беседовала Екатерина Омецинская

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости