Общество / Разное / 20 мая 2015
Теги: Технологии, Транспорт

Автоперевозчики уходят в Сеть

Смогут ли инновации победить инертность российских чиновников?
Автоперевозчики уходят в Сеть
Фото: tourtravelcenter.com

В середине мая петербургский «Пассажиравтотранс» бодро отрапортовал, что отныне в кассах городского автовокзала можно расплатиться банковской картой. Великолепная новость, которая опоздала, мягко говоря, на несколько лет... В Европе эта и многие другие услуги с успехом были внедрены еще в середине 2000-х. Да и в целом система пассажирских перевозок в нашей стране, по сравнению с западными соседями, безнадежно устарела, считают специалисты. ИА «News» пытается разобраться, что же сейчас происходит на автобусном рынке России, кому выгодна его стагнация и каким образом можно реанимировать транспортную инфраструктуру страны.

Белое и серое

Рынок автобусных перевозок в России, по мнению многих финансистов, представляет собой настоящую золотую экономическую жилу, ведь речь идет об обороте более чем в 200 млрд рублей в год. Протяженность автомобильных дорог в нашей стране превышает умопомрачительные 1396 тысяч километров. Для большинства жителей нашей необъятной страны автобусный транспорт — это единственный шанс передвигаться между населенными пунктами.

Не секрет, что во многом реформы отрасли тормозят чиновники, в первую очередь — региональные. То ли им не до автобусов, то ли не до людей: облегчить жизнь налогоплательщикам слуги народа не спешат. Автовокзалы в России управляются региональными ГУПами/МУПами, их начальство, как правило, инертно и не заинтересовано в инновациях.

— Учитывая, что автовокзал берет с нас до 20% стоимости всех билетов, я просто не могу работать в плюс. Если я подниму стоимость билетов, со мной никто не поедет. Вот так и заставляют выходить в «серую» зону, — жалуется один из перевозчиков, курсирующих, в том числе, по маршруту Москва - Санкт-Петербург, который предпочел не называть своего имени. – При этом если в столице еще есть какой-то порядок и развитие, то в городах поменьше начальники вокзалов про инновации и не слышали, они им просто не нужны.

Положительные изменения возможны лишь в случае, если федеральный Минтранс однажды решится на широкомасштабную борьбу с «серыми» перевозчиками и создаст, наконец, единую автоматизированную систему по продаже билетов и учету транспорта, уверены специалисты. Отчасти согласен с их мнением и директор НИУ «Высшая школа экономики», член Общественной палаты РФ Михаил Блинкин.

— Деятельность автоперевозчиков, разумеется, необходимо четко регламентировать, — считает профессор урбанистики. — Однако я полагаю, что дело это — не столько Минтранса, сколько региональных и муниципальных администраций. Проблема в том, что Москва порой просто не в состоянии контролировать ситуацию на местах. Многие городские, районные власти относятся к так называемым «серым» перевозчикам вполне терпимо, поощряют их деятельность. Только лишь введение единой автоматизированной системы в этом смысле вряд ли в корне изменит ситуацию.

Интернет в помощь

Примечательно, что и европейские перевозчики также не объединены единой системой, однако, им на помощь приходят специализированные интернет-сервисы. С одной стороны, они позволяют автоперевозчикам создать удобный ресурс для продажи билетов в интернете, а с другой — на базе своей технологической платформы связать все транспортные потоки в единый, тем самым предоставляя пассажирам выбор. Пользователь может самостоятельно выстроить предпочтительный для него по времени, цене и виду транспорта маршрут. При этом большинство европейских стран уже давно встало на путь объединения рельсового и автомобильного транспорта в один кластер: Национальная компания французских железных дорог (SNCF), германская Deutsche Bahn и многие другие железнодорожные «монстры» владеют собственными автобусными линиями, пытаясь оптимизировать транспортные потоки на непопулярных направлениях.

Капитализация мировых агрегаторов транспортных средств — GoEuro (Европа), Clickbus  (Бразилия), Redbus (Индия) в 2014 годы были оценены в сумму около 100 млн долларов каждый. Ближайшие годы должны стать для железнодорожного и автобусного транспорта тем, чем стали 60-70-е годы прошлого века для авиакомпаний, когда появились информационные системы, осуществляющие электронное бронирование.

Ребята с нашего двора

Российским аналогом европейского GoEuro можно назвать Unitiki.com. Ресурс был создан московским венчурным фондом «Вигридтек» в 2014 году и в основном специализируется на продаже автобусных билетов онлайн и автоматизации автовокзалов и перевозчиков. На сегодняшний день к сервису в качестве поставщиков билетов подключены 37 регионов России, многие страны Европы и СНГ, 7 автобусных интеграторов. Интенсивность – несколько десятков тысяч отправлений в месяц, охват – около 1700 городов. На данный момент общая стоимость билетов в базе составляет миллиарды рублей в год.

— Мы обнаружили, что большинство систем на этом рынке были созданы в начале 2000-х, а то и раньше. Они не предоставляют того уровня сервиса и надежности, который нужен рынку, постепенно набирающему позиции в конкуренции с железнодорожными перевозками на недальних расстояниях, — говорит специалист фонда Дмитрий Энтелис. 

По его словам, монетизация сервиса осуществляется за счет небольшой комиссии за билеты, которая в перспективе должна быть заменена на скидку от автовокзала, чтобы цена для потребителя была одинакова и в интернете, и непосредственно в кассе. Автоматизация для автовокзала осуществляется бесплатно, он платит только небольшой процент с проданных онлайн билетов, уточняет разработчик ресурса.

— Основная сложность, с которой мы сталкиваемся — это нежелание региональных автовокзалов делать процесс перевозки более прозрачным, предлагать новые услуги, — отмечают создатели Unitiki. — Потребители зачастую с недоверием относятся к инновациям, а автовокзалы не горят желанием информировать пассажиров о нововведениях. В перспективе подобный сервис поможет перевозчикам создавать более эффективную маршрутную сеть, сделать всю отрасль прозрачнее с финансовой точки зрения. После интеграции с продажей железнодорожных билетов это снизит издержки пассажиров на передвижение, повысив общую экономическую мобильность.

Одним из сильнейших игроков на федеральном рынке автоматизации автовокзалов, автостанций и продажи билетов сегодня является барнаульская компании «Артмарк». Созданный в 1995 году, ее «продукт» сейчас присутствует примерно на 60 автовокзалах по всей стране, включая такие крупные регионы, как Москва и Московская область. Еще один влиятельный участник рынка – тульский разработчик «КВЦ-Сервис», среди клиентов которого – более 200 автостанций и вокзалов в России.

Президент дает добро

Основными недостатками существующих систем можно назвать их базирование на технологиях, уже отслуживших свой век и, как следствие, с невысокой надежностью, малой производительностью и редкими обновлениями. Специалисты считают, что будущее — за компаниями, которые смогут не только предоставлять сервис по электронному оснащению автовокзалов, но и предложат дополнительные услуги в интернете, снизив издержки перевозчиков и упростив их бизнес-процессы, а также предоставят возможность интеграции с другими технологическими продуктами через единую электронную сеть.

Важность этого рынка в целом для страны была лишний раз подтверждена на недавней встрече Владимира Путина с руководителями молодых стартап-компаний, представляющих Фонд развития интернет-инициатив. На ней, в числе других, главе государства презентовали новый сервис под названием TakeBus, предоставляющий пользователям услуги покупки билетов в Сети. Реакция президента была однозначной: систему можно смело рекомендовать к внедрению Минтрансом.

— Сейчас на рынке есть очень интересные компании, и многие их предложения уже проверены на деле, — продолжает Михаил Блинкин. – Приведу один пример: после появления сервиса «Яндекс. Такси», в Москве, например, практически не осталось «бомбил». Люди все чаще доверяют интернет-ресурсам, которые позволяют им выстраивать свой маршрут, оформлять и оплачивать билет и в конечном итоге делают их поездку комфортной. Это нормально и это удобно. Считаю, что в борьбе с недобросовестными перевозчиками в конце концов победит «человеческий прогресс», и «леваки» уйдут в прошлое. Поверьте, это не гипотеза, а нормальная городская реальность.  

Андрей Цедрик

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»