Общество / 3 декабря 2009

Что стоим, чего ждем?

За месяц произошло четыре сбоя в работе метро. Специалисты такой цепи случайностей не помнят ни в эпоху партийного контроля, ни в смутное время девяностых.
За месяц произошло четыре сбоя в работе метро. Специалисты такой цепи случайностей не помнят ни в эпоху партийного контроля, ни в смутное время девяностых.
Эти сбои стопорили движение и деловую жизнь почти во всем городе. У тех, кто пользуется метро, дорога на работу или домой вместо часа отнимала три.

Прогрессирующий паралич
Из четырех последних происшествий в метро три случились в будни в час пик. В позапрошлую пятницу в половине девятого поезд застрял между станциями «Автово» и «Кировский завод», у него заклинило колесную пару. Движение возобновилось с малой скоростью через полчаса, а окончательно было налажено через час. В тот же день около 17 часов вышел из строя состав на той же ветке, на этот раз в районе станции «Площадь Ленина». Его оттащили в оборотный тупик к «Площади Восстания».
Внештатные ситуации парализовали не отдельный участок, а всю ветку целиком. В девятом часу утра, во время аварии в Автово, толпы людей на «Гражданском проспекте» штурмовали поезда, которые шли с интервалом 10-15 минут. Движение было приостановлено или заторможено в обоих направлениях. В начале месяца множество петербуржцев также опоздали на работу из-за сбоя на 2-й линии. Станции тогда вовремя не перекрыли, люди набивались на платформы и подолгу стояли в ожидании.
В ту злополучную пятницу в Автово пассажиры тоже еще некоторое время пребывали в неведении, входили и оплачивали проезд. Затем сотрудники метро сообщили им, что поезда стоят, и попросили на выход. В это время в турникеты опускали жетоны новые пассажиры, пока люди с эскалатора не стали их предупреждать. Только после этого вход перекрыли. Вечером история повторилась на «Чернышевской». По приблизительным подсчетам, напрасно оплатили проезд несколько тысяч человек. Возвращать деньги им отказались. Позже глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин сообщил, что гражданам придется добиваться возврата «в административном порядке». Зато опоздавшим пассажирам предложили справки о причине опоздания на работу. Общий настрой вокруг массового невозврата денег можно выразить словами «мелочь, а противно». Раздраженные случившимся люди восприняли позицию руководства подземки как показатель отношения к пассажирам.
– На мой взгляд, причина возросшей аварийности кроется в падении качества подготовки и жесткой системе депремирования, — прокомментировал состояние подземки председатель общественного объединения «Петербуржцы — за общественный транспорт» Владимир ФЕДОРОВ. — Система выстроена так, что любые ошибки не выносят на поверхность, иначе за небрежность одного сотрудника накажут нескольких людей, и вышестоящего начальника тоже. Поэтому любые проблемы и сигналы о неисправностях предпочитают просто замять. В итоге три состава, один за другим, получили повреждения и не смогли покинуть линию самостоятельно, это уже вопиющая ситуация. Раньше такие поломки случались не чаще чем раз в несколько лет.

Еду как могу
Когда поезд останавливается на одном конце ветки, он закупоривает весь цикл прогонки. Составы приходится тащить в отстойник на расстояние до 8 километров. Причем при заклиненных колесах их приходится тащить юзом, а потому предельно медленно, чтобы не изуродовать полотно. Это надолго ломает график работы.
– У нас нет возможности оттащить в ближний оборотный тупик, потому что их единицы, — объяснила пресс-секретарь метрополитена Юлия ШАВЕЛЬ. — Линия работает, как конвейер, и если один поезд сломался, выводят его долго, неизбежно страдает вся линия.
Главной причиной поломок в руководстве метрополитена называют изношенность подвижного состава. В основном там бегают вагоны 60-80-х годов. В последнем десятилетии ушедшего века парк почти не обновлялся, а сейчас закупленные вагоны идут на новые линии. В апреле этого года в подземке курсировало 1498 вагонов, и в последней закупочной партии метрополитен приобрел еще 11.
Однако полувековой возраст вагона не значит, что он целиком изношен. От 60-х годов остался только кузов, а механизмы и иные части проходят капремонт и модернизацию, иногда неоднократно. На 1-3-й линиях используются вагоны старого образца, но не по остаточному принципу, потому что электротехнические характеристики состава и путей должны быть совместимыми. Остановить на модернизацию разом всю ветку невозможно.
Как объясняет администрация метрополитена, все сбои исключить нельзя, и вопрос скорее в готовности к этому, чтобы в час «икс» действия были скоординированы и отточены до автоматизма.
– Для разных нештатных ситуаций есть свой «аварийный» план, — говорит Юлия Шавель.
Однако отлаженной системой своевременного оповещения прибывающих пассажиров метрополитен похвалиться не может. Поэтому на улицу и к сотрудникам наземного транспорта информация об остановке метро поступает с опозданием и не предупрежденные вовремя граждане ломятся на закрывающуюся станцию.
Единого распорядка действий в нештатном случае у дежурных нет. Инструкция обязывает их самостоятельно оценить серьезность положения и закрыть станцию во избежание давки и травматизма. И своевременно сделать это успевают не все.

Объехать «по земле»
В Европе достойной заменой подземке может быть трамвай. Там его средняя скорость сопоставима со скоростью вагонов метро — около 30-40 км/ч. В Петербурге трамваи стоят в общих пробках, к тому же на многих участках из-за проблемного состояния путей занижена предельная скорость: где с 30 до 25, а где и с 10 до 5 км/ч.
Надеждой города остается безрельсовый транспорт. Современный троллейбус не очень уязвим для препятствий и обрывов на линии. Он может объехать аварийные участки, так как оснащен тяговым аккумулятором, дающим запас автономного хода до 500 метров.
Во многих городах мира, в том числе в Москве, наземный транспорт работает «в связке» с метро, и при необходимости там немедленно перебрасывают подвижной состав с других маршрутов. У петербургского метрополитена взаимодействие с наземными службами организовано лишь при ограничении работы эскалаторов. Тут дополнительные маршруты подвозки к другим станциям продумывают заранее. А для чрезвычайных ситуаций плана усиления нет, это делается стихийно. В позапрошлую пятницу кондукторы убеждали пассажиров «наземки» не выходить у закрытых станций. Особенно быстро на закрытие метро реагируют водители маршруток — для них это серьезный дополнительный доход.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Так вышло, что у стеклянных дверей станции метро «Проспект Ветеранов» в пятницу 20 ноября я оказался именно в тот момент, когда людские потоки повернули вспять. «Метро закрыто», — на ходу бросали спешившие на работу. А из-за их спин уже неслось: «…Пользуйтесь наземным пассажирским транспортом». Сбоку вынырнул сотрудник транспортной милиции и невозмутимо начал одну за другой закрывать двери на вход.
– Так почему закрыли? Куда ехать-то? До «Ленинского проспекта»? — волновался народ.
– Говорят, вся первая линия стоит, — раздалось со стороны стеклянных дверей на выход.
– Как же до Васильевского острова-то теперь доберусь? — мгновенно ахнул кто-то в толпе.
– Почему закрываете? — набросилась на милиционера, которому осталось закрыть всего две последние двери, пожилая женщина.
– Ничего не знаю, — флегматично произнес тот и взялся было за последнюю створку.
Однако женщина явно не собиралась сдаваться просто так.
– Где начальник станции? Позовите его немедленно, пусть он объяснит! — придерживая дверь ногой, выкрикнула она прямо в лицо милиционеру. Тот стушевался. Пожал плечами и пропустил рассерженную женщину, а вслед за нею и еще несколько человек, внутрь. Там кипели не менее серьезные страсти.
– Верните мне мой жетон, раз никуда уехать нельзя!
– А мне поездку с карточки!
– Что происходит? Скажите, куда ехать-то теперь? — вмешались в этот хор новые голоса.
Контролер из кабинки еще раз объявил: «Вся первая линия стоит». Небольшая толпа, собравшаяся было у входа на станцию, при этом известии стала стремительно таять. Люди спешили попасть на автобусы и маршрутки, которые идут до станции метро «Московская». Впрочем, уже через пять минут сделать это было нереально. Переполненные микроавтобусы с креном на правую сторону проносились мимо, в троллейбусы и автобусы было не влезть. Да и какой в этом смысл, если по большей части они все равно шли лишь до метро «Ленинский проспект» или «Автово».
– По телевидению только что объявили — вся ветка стоит! От «Московской» на метро можно уехать! Надо туда добираться! — активно делились столпившиеся на остановке люди новостями, получаемыми от друзей и родственников по мобильным телефонам.
Многие активно голосовали. Останавливавшиеся водители, быстро сориентировавшись, брали за проезд по 100 рублей с человека. Впрочем, можно было доехать до «Московской» и за 50 рублей.
Оказавшись за эти деньги на «Московской» через полчаса после закрытия станции «Проспект Ветеранов», особенного ажиотажа и толп, штурмующих метрополитен, я не заметил. О том, что происходит что-то не совсем обычное, говорила лишь реакция пассажиров, не стремившихся на следующих после «Московской» станциях втиснуться в заполненные — причем даже не под завязку — вагоны. Было очевидно, что они давно отвыкли от подобного рода упражнений по утрам и наивно полагали, что в следующем поезде будет значительно свободней.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР


В понедельник в течение нескольких часов станция метро «Девяткино» была недоступна для пассажиров. По сообщениям СМИ, причиной закрытия стало обнаружение подозрительного пакета в вагоне поезда. Бесхозная находка вызвала беспокойство у сотрудников метрополитена; в результате было принято решение обратиться к кинологам с собаками. Специалисты-взрывотехники обследовали подозрительную сумку, забытую кем-то из пассажиров в вагоне поезда. Станцию закрыли в 13.42, в 16.20 «Девяткино» была открыта, но уже через пять минут вход в метрополитен снова заблокировали. Спустя 40 минут, в 17 часов, конечная станция «красной» ветки была вновь открыта для пассажиров. На этот раз окончательно. Подозрительный предмет увезли спецслужбы для проведения дополнительных исследований.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
ФОТО ИНТЕРПРЕСС

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»