Общество / 10 декабря 2009

Политическое детство позади

Петербургские депутаты готовятся к важному для них событию — 15-летию Законодательного собрания, в декабре 1994 года ставшего правопреемником городского собрания.
Петербургские депутаты готовятся к важному для них событию — 15-летию Законодательного собрания, в декабре 1994 года ставшего правопреемником городского собрания.
Количество депутатских мандатов с тех пор неизменно — 50 (в первом созыве одно место около трех лет оставалось вакантным). Во втором созыве городской парламент долго работал без спикера, и почти каждое заседание начиналось с нового «председателя». Им становился тот депутат, который первым приходил в зал заседаний. Женщин среди петербургских депутатов всегда было немного: в первом созыве работала только одна дама, во втором — две, в третьем — три, в четвертом (нынешнем) — также три. Лишь первый состав работал без отрыва от основной работы, сейчас все депутаты занимаются законотворчеством, получая зарплату из бюджета Петербурга.
Первые годы Законодательного собрания прошли под знаком острой политической борьбы, которая проявлялась, в частности, в появлении и исчезновении различных фракций. Так, были в парламенте фракции «Спортивная Россия», «Мариинская», «Демократическая»… Часть депутатов (в том числе и из числа нынешних) поменяла фракционную принадлежность несколько раз. В конце концов, именно парламент Северной столицы подал стране пример формирования по партийным спискам. И по итогам последних выборов (которые прошли в марте 2007 года)
в ЗакСе нашлось место лишь четырем партиям — «Единой России» (23 мандата), «Справедливой России» (13 мандатов), КПРФ (9 мандатов), ЛДПР
(5 мандатов). Нынешний спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов занял этот пост еще в третьем созыве, параллельно возглавив региональное отделение партии «Единая Россия».


Вячеслав МАКАРОВ, руководитель фракции «Единая Россия»:



– Пятнадцать лет назад петербургский парламент собрался на свое первое заседание. Это произошло после почти годового перерыва, когда наш город жил без представительной власти, без депутатов, выражающих интересы граждан: в декабре 1993 года распустили Ленсовет, а новые выборы состоялись только на следующий год. Тогда я еще не занимался политикой и даже не мог подумать, что когда-нибудь буду одним из депутатов городского парламента и уже от меня будет зависеть принятие важнейших для города решений. Но я с огромным интересом наблюдал, как рождались первые законы, как создавался Устав Санкт-Петербурга — наша городская Конституция, как депутаты разрабатывали и принимали законы, ограничивавшие произвол чиновников, устанавливавшие четкие правила городской жизни.
Я пришел в Законодательное собрание позже многих — только в сентябре 2003 года, победив на повторных выборах. Перед этим я был депутатом муниципального совета, где получил неоценимый опыт работы, который и он очень помог мне на первых порах в Мариинском дворце. Но работу муниципального депутата не сравнить с работой депутата Законодательного собрания: в ней на порядок больше сложности и на порядок больше ответственности. И на первых порах мне пришлось очень много учиться, вникая в эту работу, осваивая новые для меня законодательные «премудрости». Моими учителями стали коллеги по парламенту — Вадим ТЮЛЬПАНОВ, Наталия ЕВДОКИМОВА, Олег НИЛОВ, Владимир БАРКАНОВ, Виктор ЕВТУХОВ, Игорь ТИМОФЕЕВ, Михаил АМОСОВ, а также депутаты-«ветераны» — Сергей НИКЕШИН, Ватаняр ЯГЬЯ, Аркадий КРАМАРЕВ, Олег СЕРГЕЕВ, Никита АНАНОВ и Андрей ЛОВЯГИН. Теперь я их коллега и могу с ними в чем-то не соглашаться, если наши позиции отличаются, но я знаю, что это ответственные политики, которым из года в год доверяют избиратели. И я учусь у них тому, как надо отстаивать интересы граждан, добиваться своего. Каждого из них я уважаю, к какой бы фракции он не относился, и стараюсь услышать мнение каждого из них и учесть в своей работе. Могу уверенно сказать: наш городской парламент — Законодательное собрание — состоялся. Периоды его «детства» и «юности» давно закончились, и сегодня это зрелый, ответственный и профессиональный орган законодательной власти Петербурга. И я счастлив, что граждане доверили мне быть его «частицей».

Олег НИЛОВ, руководитель фракции «Справедливая Россия»:


– Петербургский парламент долгое время имел большое влияние на жизнь Северной столицы. Но с каждым созывом оно уменьшалось, а в последнем — четвертом созыве — оно практически сведено на нет из-за позиции парламентского большинства — «единороссов», во всем ориентирующихся на Смольный. Думаю, теперь эта зависимость от исполнительной власти будет еще более очевидна избирателям… Наиболее отчетливо это давление чиновников через партию власти на депутатский корпус проявляется, например, в методичном отклонении инициатив от других фракций по корректировке федерального законодательства — с помощью специально созданного органа, принимающего решения о дальнейшей судьбе депутатских законодательных инициатив. Пропускать или не пропускать инициативы — это определяется по отмашке сверху, то есть в итоге взаимодействие между парламентами подменяется «работой» по вертикали. Контрольные функции парламента тоже в последнее время сводятся на нет, хотя в структуре ЗакСа есть Контрольно-счетная палата, много работающая и активно ведущая проверки. Но можно ли припомнить в последнее время, чтобы после таких проверок, даже при выявлении серьезных нарушений, было возбуждено хоть одно уголовное дело?
И все же даже при таких «урезаниях» полномочий питерский парламент остается лучшим в России, так как оппозиционные фракции настойчиво продвигают свои законопроекты и пытаются заявлять о своей позиции. И в этом смысле можно говорить о развитии парламентаризма в Петербурге, пусть даже и в непростых условиях давления исполнительной власти.
Но возможные перспективы развития парламента Петербурга все же смущают, если вспомнить результаты недавних выборов в Москве, где теперь представлены только две партии. И если не будут внесены изменения в избирательное законодательство, позволяющие формировать подлинную представительную власть в России, а партиям — создавать блоки, если не будет реформирована система избиркомов, особенно при новых правилах назначения губернаторов победившей партией, то, боюсь, вместо парламентаризма мы получим авторитарную политическую систему.

Елена БАБИЧ, руководитель фракции ЛДПР:


– Если вспомнить начало демократических преобразований в нашем городе, то в те дни жизнь в парламенте была бурная, полная нешуточных страстей. Сколько было депутатов, столько было и мнений, даже спикера выбирали месяцами. Сейчас парламент превратился в достаточно стройную и совершенную конструкцию. Во многом этому способствовал переход на выборы по партийным спискам: каждый депутат теперь представляет конкретную политическую партию, защищает определенную идеологию. И обстановка в парламенте стала менее эмоциональной, тем более что дискуссионный «пар» выпускается во время обсуждений законопроектов и каких-либо важных тем на комиссиях и комитетах. И горожанам теперь проще ориентироваться во фракциях и депутатах.
Меня, конечно, не устраивает, что в ЗакСе все определяет «Единая Россия», но она доминирует по всей стране… И это
ее не только преимущество в принятии решений, но и ответственность перед гражданами. ЛДПР — оппозиционная партия, поэтому важно, что наша фракция имеет возможность высказывать свое мнение в петербургском парламенте и, случается, даже убедить в правильности своей позиции и партию власти.
Жизнь Петербурга невозможно представить без Законодательного собрания, хотя кое у кого и бытует мнение, что практически все законы уже написаны, а новые если и появляются, то исходят от губернатора. Я с этим категорически не согласна по многим причинам. Хотя бы потому, что и жизнь постоянно меняется, требуя законодательного оформления новых реалий, да и принятые в первые созывы законы не все оказались идеальными с точки зрения возможности их безусловной реализации в жизни. И сейчас их приходится «шлифовать», ведь известно же, что «худший вид тирании — это плохие законы». Тем более что в неплохих по своей сути законах имеется много лазеек для не очень добропорядочных граждан, бизнесменов и чиновников. Поэтому нужно убрать эти самые «лазейки», чтобы не было соблазна для обхода закона.

Владимир ДМИТРИЕВ, лидер фракции КПРФ:


– Это же аксиома — без законодательной ветви власти, принимающей законы, современную жизнь представить невозможно. И можно смело говорить, что парламент Петербурга за эти годы вполне состоялся. Наша фракция (она появилась в ЗакСе только после выборов 2007 года) также уже превратилась во вполне профессиональную команду, с которой считаются специалисты из различных сфер городского хозяйства. А сам законотворческий процесс в Северной столице все больше поворачивается к нуждам граждан. Наша фракция, во всяком случае, исходит именно из этого социального принципа, но, к сожалению, не все наши инициативы находят понимание у коллег из других фракций, прежде всего из «Единой России». Так, мы бы хотели, чтобы парламент учитывал в своей работе, что в городе 14% населения — это бедные. И поэтому с помощью бюджетных инструментов нужно сокращать разрыв между богатыми и бедными — развивать промышленность, способствовать созданию новых рабочих мест… Но что делать, машина для голосования в парламенте четко отработана — 26 голосов «единороссов» плюс голоса двух других фракций против 9 наших мандатов. И это самая большая неправильность в работе Законодательного собрания, кстати, в определенном смысле снижающая и эффективность исполнительной власти: для общественной пользы нужен диалог и с теми, кто иначе представляет решение тех или иных проблем. Кстати, бывает и так, что отклоненный в нашей редакции документ возвращается, но уже под «титром» другой фракции. И в этом случае голосование уже положительное. Впрочем, важнее результаты, а не авторство.

Подготовила Людмила ВИКТОРОВА

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»