Общество / Разное / 13 ноября 2015
Теги: Общество, СМИ, Туризм

Дорога в Таллин ведет к друзьям

В первых числах ноября в столице Эстонии побывала представительная делегация из Петербурга, в состав которой вошли журналисты крупнейших городских СМИ, а также руководители культурных учреждений Северной столицы. Поездка состоялась под эгидой так называемого «культурного моста» — программы, запущенной четыре года назад властями Петербурга и мэром Таллина.
Дорога в Таллин ведет к друзьям
Фото: Виктория Мельникова

Петербургскую делегацию поразили успехи прибалтийского соседа, но больше всего впечатлила информация о мусоросжигательном заводе, который эстонцы построили, потратив менее 2% годового бюджета Северной столицы.

«Мусорный» опыт — на вооружение

Откровением для петербуржцев стало то, что это, по идее, самое обычное и малопривлекательное на первый взгляд промышленное предприятие на поверку оказалось не чем иным, как главным городским «очагом» — энергоблоком, который обеспечивает теплом и светом полмиллиона горожан.

— Завод по переработке мусора в 2013 году построили французы и он обошелся Таллину всего в 120 миллионов евро, — рассказал вице-мэр эстонской столицы Арво Сарапуу. — В качестве топлива мусоросжигательный энергоблок потребляет бытовые отходы, поступающие без предварительной сортировки, и генерирует из них тепловую энергию, обслуживая при этом 500 тысяч жителей Таллина и Маарду. Количество потребляемого энергоблоком станции мусора — примерно 110 мусоровозов, то есть 1 машина в 10 минут (27,5 тонн бытового мусора в час). Технология, примененная в энергоблоке, позволяет сжигать мусор без вреда для окружающей среды и с высокой эффективностью для обеспечения работы электростанции, отметил городской чиновник.

По словам вице-мэра, введение в эксплуатацию энергоблока позволило удешевить теплоснабжение для потребителей на 30%. Мэрия Таллина искренне гордится этим проектом, благодаря которому в городе практически не осталось свалок, так как весь мусор используется в качестве топлива для электростанций, — подчеркнул господин Сарапуу.

Отметим для сравнения, что 120 миллионов евро даже при нынешнем курсе — это 8,4 миллиарда рублей, что в свою очередь, составляет менее 2% (а если быть точным — 1,8%) годового бюджета Петербурга. Для такого города как наш, два огромных района которого уже десятилетие задыхаются от запаха все разрастающихся мусорных свалок, строительство подобного предприятия, успешно функционирующего в столице Эстонии, могло бы помочь раз и навсегда покончить с проблемой. Очень хотелось, чтобы грамотные политики-хозяйственники, которых в Смольном, без сомнения, немало, взяли бы на вооружение таллиннский опыт и нашли выход из «дурно пахнущей» ситуации.

Транспортное ноу-хау

Разумеется, поделились таллинцы и с секретами еще одного городского ноу-хау: уже третий год, с 1 января 2013 года, общественный транспорт в столице Эстонии — бесплатный, причем, как для жителей самого Таллина, так и для всех школьников и пенсионеров из других городов страны.

Как рассказал директор муниципального акционерного общества Tallinna Linnatranspordi AS («Таллинский городской транспорт») Энно Тамм, прежде общественный транспорт в Таллине на 70% содержался за счет городского бюджета, остальная сумма формировалась из тех денег, которые пассажиры платили за проезд. Речь шла о 18 миллионах евро в год. Готовя транспортную реформу, аналитики подсчитали, что она позволит малообеспеченным жителям проявлять большую активность на рынке труда, а также снизит транспортную загруженность центра и увеличит количество налогоплательщиков, поскольку право на бесплатный проезд предоставляется только тем, у кого есть постоянная регистрация в Таллине. В результате, число зарегистрированных жителей города выросло более чем на 10%, и их налоги, уходящие в городской бюджет, позволили покрывать недостающие 30% оплаты на содержание городского транспорта.

— Мы ничего не потеряли и только выиграли. Общественный транспорт стал бесплатным, люди стали чаще им пользоваться, особенно вечерами в будни и по выходным. Это способствовало оживлению местной торговли и сферы услуг, — рассказал Энно Тамм. — В нынешнем году Таллин закупил в Испании полтора десятка новых трамваев, которые вышли на две специально реконструированные для них линии. А личным транспортом в центре города стали пользоваться меньше, так что уличный трафик снизился на 6%, уточнил руководитель Tallinna Linnatranspordi AS.

Культурный обмен

В рамках культурной программы нынешнего визита в Таллин петербуржцы также побывали в Морском музее, который сегодня является вторым по популярности объектом эстонской столицы после знаменитого Старого города. Несколько лет назад музей «поселился» в реконструированном ангаре для гидросамолетов, построенном во время Первой мировой войны как часть оборонительной системы, призванной защитить Петроград. Это было уникальное инженерное сооружение — первые в мире железобетонные купола без внутренних опор. Здесь можно побывать внутри подводной лодки «Лембит» — одной из немногих уцелевших предвоенных субмарин, проверить себя на симуляторе — в роли пулеметного стрелка, торпедиста или пилота за штурвалом бомбардировщика. А в гавани рядом с музеем можно увидеть самый большой сохранившийся в мире паровой ледокол, который в прошлом году отметил вековой юбилей.

Встретились петербургские гости и с главным архитектором Таллина Эндриком Мяндом, побывали в Детском литературном центре Эстонии, где пообщались с детской писательницей Лээло Тунгал, а также известным поэтом и переводчиком Игорем Котюхом, пригласив их в будущем году поучаствовать в петербургских «Книжных аллеях». В программе визита значилось и посещение нового культурно-выставочного центра «Котел культуры», разместившегося в здании, где до его реставрации — с 1913 по 1979 годы — находилась Таллинская центральная городская электростанция. Само название Центра напоминает о существовавшей здесь когда-то котельной. Кстати, в 1977 году Андрей Тарковский снимал в этом комплексе свой культовый фильм «Сталкер».

«Мост дружбы»

Нынешняя поездка петербуржцев в эстонскую столицу стала логичным продолжением программы визитов в рамках «культурного моста», связывающего два города-соседа. Как отметил, встречая гостей, председатель Таллинского городского собрания Калев Калло, наши города связывает тесное сотрудничество, продолжающееся уже многие годы. Отношения двух стран могут быть сложными, но дружба Таллина и Петербурга всегда была крепкой и с каждым годом становится все прочней, заверил господин Калло.

— У нас общий Финский залив, общие белые ночи, общие друзья. У нас общий путь, мы верные соседи и друзья, — подчеркнула  и вице-мэр Таллина Эха Вырк.

Продолжая тему «культурного моста», который прочно связал наши города, директор Мемориального музея Суворова Владимир Гронский, в свою очередь, отметил, что он  чрезвычайно важен для обеих сторон. По его словам, после недавних поездок эстонских школьников в Петербург (музей входил в их программу посещения нашего города), они смотрели на Россию уже совсем другими глазами, преодолев многие собственные стереотипы и предубеждения. Подводя итоги визита в Таллин, Гронский отметил, что Эстония и Россия «никуда друг от друга не денутся».

— Мы соседи, такова наша география. Политические отношения между странами преходящи, а человеческие контакты бесконечны и будут развиваться, — заявил он.

А председатель Таллинского городского собрания Калево Калло, прощаясь с гостями, выразил уверенность, что подобные встречи несут очень много полезного, причем, для обеих сторон.

— Экономика зависит от политики. Надеюсь, что скоро мы сможем порадоваться и за экономическое сотрудничество Таллина и Петербурга. Запомните дорогу в Таллин, которая всегда приведет вас к друзьям. А мы, в свою очередь, никогда не забудем дорогу в Петербург, — пообещал Калево Калло.

Редакция благодарит за помощь в организации тура группу компаний «Люкс-экспресс».

Андрей Олегов

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1505919854.gif
1431949125.jpg

Новости рубрики «Общество»