Кино, ТВ и театр / Театр / 17 ноября 2015
Теги: Афиша, премьера, Театр

Фарс с кровью «Король Убю» представят на суд петербургской публике

18 и 24 ноября в Петербурге на Малой сцене ДК «Выборгский» состоятся премьерные показы спектакля «Король Убю» по одноименной пьесе Альфреда Жарри. Проект заявлен как фантасмагоричный кровавый фарс, который станет потрясением для зрителя и новым способом восприятия театра. Проект осуществляет Продюсерский центр «Dyadya Vanya». На наши вопросы ответил основатель центра, продюсер Ваник Варданян.
Фарс с кровью «Король Убю» представят на суд петербургской публике

Мы рискнули

– Как появилась идея поставить спектакль по мотивам пьесы «Король Убю»?

– После спектакля «Игра втроем», где сыграли мои давние друзья по команде КВН «Сборная Санкт-Петербурга» Полина Сибагатуллина, Виктор Васильев и Дмитрий Хрусталев, мне стало очень любопытно, а кто же такой режиссер Илья Мощицкий. Спектакль стал единственной постановкой малоизвестной одноименной пьесы драматурга Эмиля Брагинского, соавтора Эльдара Рязанова. Ранее эту пьесу нигде не ставили. Работа молодого режиссера получилась очень достойной и пять лет радовала зрителей. Совершенно случайно год назад на премьере фильма «Батальон» Дмитрия Месхиева, благодаря Марии Ароновой, мы с Ильей познакомились. Как оказалось, мы с ним дышали одним воздухом. Мы не могли наговориться. И вдруг нам показалось, что мы хотим сделать что-то общее. В течение полугода он приносил мне пьесы. Не секрет, что сейчас 90% постановок в театральной антрепризной индустрии – это комедии. Люди хотят посмеяться и расслабиться. Мы решили пойти другим путем. Все пьесы, которые мы выбирали, были очень больные, очень специфические, жестокие, на злобу дня. В итоге мы остановились на легендарной пьесе «Король Убю» французского поэта и драматурга Альфреда Жарри.  Мы поставили спектакль в стиле незамысловатого ярмарочного балагана, чтобы подчеркнуть всю абсурдность идеи о превосходстве одного человека над другими.

– В Европе это пьеса очень популярна. Именно с нее появилось целое театральное направление – «театр патологий», иными словами обличение в потаенных уголках души самого худшего, что есть в человеке.

– Да. «Король Убю» – это история о человеке-монстре, который до сумасшествия упивается собственной неограниченной властью. Это классика эпатажа, это новый жанр для театрального Петербурга, который на данный момент не каждый сможет понять и принять. Тем не менее, мы рискнули.

Первоначально пьеса была написана в 1885 году 13-летним учеником лицея Шарлем Мореном – однокашником Альфреда Жарри. Прототипом Короля Убю стал учитель физики, классный руководитель Морена – человек очень невыдержанный, самодур, с садистскими наклонностями и, надо признать, абсолютный весельчак. Он получал удовольствие от своих изощренных наказаний. В какой-то момент юный Морен не выдержал и начал писать историю про драгунского капитана, который вдруг начинает разговор со своей женой о том, что сейчас сложилась ситуация, кода можно захватить трон. Как всегда это бывает, сегодня человек говорит, что он никогда не сможет предать, а уже через два дня он совершает немыслимое. Под влиянием жены драгунский капитан через насилие и террор захватывает власть в своем государстве, устанавливает новые порядки, повышает налоги, мучает и казнит людей. Спустя одиннадцать лет Альфред Жарри уже во взрослом возрасте доработал эту историю и выпустил пьесу, но главное было заложено 13-летним Мореном. Когда читаешь «Короля Убю», понимаешь,  что с автором происходит что-то страшное. Все, кому мы показывали пьесу, были в шоке. Нам говорили, что  подросток не мог такое написать.

– При всей современности спектакля, это большой коммерческий риск. Не так ли?

– Это не только бизнес, но и творчество. За пять лет я научился делать коммерчески выгодные антрепризные проекты, которые вызывают у зрителей и смех, и слезы. Быть первыми всегда тяжело. Мои коллеги уже давно бы поставили «Короля Убю», если это было коммерчески выгодно. Три с половиной года назад мне все говорили, что мой спектакль – психологическая драма «Жестокий урок» не соберет зрителей. Сначала пришло триста человек, потом семьсот. Сейчас на этот спектакль продаются все билеты. Мы понимали, что мы выбираем некоммерческую пьесу. Это своего рода гражданская позиция. Всегда есть зрители, которые хотят смотреть авторское, глубокое, с неоднозначной трактовкой.

Пища для ума

– Что для Вас «Король Убю» и что Вы хотите донести до зрителя?

– Когда я прочитал «Короля Убю» у меня сложилось впечатление, что это какая-то смесь из «Над пропастью во ржи», «Маленького принца» и «Алисы в Стране чудес». Возможно для режиссера и для актеров это что-то другое, но для меня – это зашифрованное произведение, как «Мастер и Маргарита» или как «Властелин колец». Чем больше погружаешься в эти произведения, тем больше нюансов находишь и открываешь что-то новое и в том числе в себе. Я очень надеюсь, что наш спектакль вызовет у людей те же эмоции, что и литературное произведение, а именно страх и ужас от пороков человека, но и смех над ними. Мы постарались обнажить самые злободневные аспекты современного общества – насилие, привязанность, верность, коррупцию, влияние на человека медиа и компьютерных игр. Спектакль очень глубоко затрагивает тему болезненных межличностных отношений, отношений между соседями и между государствами. Вместе с тем это не политическая история, как многие бы подумали. В спектакле нет отсылки на конкретные политические события России или других стран. Это общечеловеческая история. Это история о том, что ничего не остается безнаказанно. Это история о том, что на каждую силу найдется другая сила. В спектакле мы ничего не говорим напрямую. Надеюсь, что вдумчивый зритель нас услышит и поймет. первоначальный текст был сочинен 13-летним учеником реннского лицея Шарлем Мореном (1885) - однокашником Альфреда Жарри. А Жарри, поступивший в этот лицей лишь в 1888 году, лишь активно участвовал в коллективных переделках пьесы, изобрел имя Убю, ныне ставшее во Франции нарицательнымпервоначальный текст был сочинен 13-летним учеником реннского лицея Шарлем Мореном (1885) - однокашником Альфреда Жарри. А Жарри, поступивший в этот лицей лишь в 1888 году, лишь активно участвовал в коллективных переделках пьесы, изобрел имя Убю, ныне ставшее во Франции нарицательнымпервоначальный текст был сочинен 13-летним учеником реннского лицея Шарлем Мореном (1885) - однокашником Альфреда Жарри. А Жарри, поступивший в этот лицей лишь в 1888 году, лишь активно участвовал в коллективных переделках пьесы, изобрел имя Убю, ныне ставшее во Франции нарицательным, и участвовал в ее домашних постановках.
И я также очень я Я также считаю, что этот спектакль будет полезен для подростков и, в особенности, для семейного просмотра. Если я вижу в сводке новостей, что подросток пришел в школу с оружием, то нам родителям необходимо разбираться в интересах своих детей и общаться с ними на их языке, чтобы предотвратить возможные страшные последствия.

– В спектакле нет закрепленных за артистами героев, образов или типажей. В каждой сцене будет назначаться свой Убю. Не запутается ли в этом зритель?

 – Таким образом мы хотим сказать, что каждый из нас способен при определенных условиях превратиться в бесчеловечное чудовище, если вовремя не рассмотрит всей опасности этой угрозы. Зрители не запутаются. Я говорю это с полной уверенностью. Мы живем в таком времени, когда мы вынуждены бежать, чтобы зарабатывать деньги, обеспечивать свои семьи, чего-то добиться. В спектакле мы взяли себе за основу бешеный темп. Он очень тяжелый физически и не каждый народный артист сможет сыграть в нем. Для этого спектакля актеру необходимо быть в роскошной физической форме. Мы не могли пойти на компромисс и подстраиваться под актеров. У Альфреда Жарри в пьесе пятьдесят действующих лиц. У нас в спектакле все роли играют шесть актеров: Елена Калинина (БДТ, МДТ), Павел Грязнов (МДТ), Соня Горелик (Приют комедианта), Антон Мошечков (Театр Музыкальной Комедии), Елена Русина (Мюзик-Холл, Шоу-холл «Атмосфера»), Артем Бордовский (театр «Суббота», Мюзик-Холл, Шоу-холл «Атмосфера»). Каждый из актеров выбран неслучайно. Каждый из них на 100% соответствует этому спектаклю.

Сцены в спектакле меняются молниеносно. При этом в каждой сцене появляется новый герой. Сцены сменяют друг друга в новой эстетике, что делает их предельно понятными. Особая роль отведена динамичным декорациям. Все сделано так, чтобы зритель понял историю от начала и до конца. Это фарс в манере европейских площадных балаганов. Актеры одевают, меняют и снимают маски персонажей, соединяются и отстраняются от своих героев.  Моей гордостью в спектакле является хореография –что-то среднее между модерном и балетом Бориса Эйфмана, сложная световая партитура (если в среднем для антрепризного спектакля световую партитуру записывают 2 часа, то мы записывали 12 часов), музыка – композитор и аранжировщик Дмитрий Саратский написал для спектакля музыку, которая напоминает одновременно композиции A-ha и Depeche Mode

–  При всей жестокости, чем заканчивается Ваш «Король Убю»? 

– У Альфреда Жарри Король Убю свергнут. Мы же оставляем зрителю много вопросов. Мы не стали конкретизировать, и оставили место для размышлений. Наш конец спектакля безумно страшный и одновременно гомерически смешной. Зрителю перед просмотром лучше собраться с мыслями Мы не дадим ему расслабиться ни на минуту. Сейчас совместно с Дирекцией театрально-зрелищных касс (ДТЗК) мы решили порадовать зрителей. Билеты на спектакль «Король Убю» можно приобрести со скидкой 50% в кассах ДТЗК и на сайте.

Фарс с кровью «Король Убю» представят на суд петербургской публике Фарс с кровью «Король Убю» представят на суд петербургской публике

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости
1431949125.jpg

Новости рубрики «Кино, ТВ и театр»