Культура / Театр / 27 ноября 2015
Теги: Афиша, Театр

Виктор Минков: я не приемлю в театре равнодушие

29 ноября, 5 и 16 декабря театр «Приют комедианта» продолжит премьерные показы спектакля «Старомодная комедия» с народными артистами России Сергеем Паршиным и Эрой Зиганшиной. Показы пройдут на малой сцене Театра музыкальной комедии. В «Приюте комедианта» сейчас полным ходом идет масштабная реконструкция, которую ждали более 10 лет.
Виктор Минков: я не приемлю в театре равнодушие

2015 год стал знаковым для «Приюта комедианта»: долгожданная реконструкция или, как называют ее в театре, – реновация, 15 лет в статусе государственного контрактного театра, новые творческие идеи и планы. Сложно ли работать без постоянной труппы, что главное в «Приюте комедианта», как выбрать постановку и не разочароваться, какие планы на будущее у театра – об этом и многом другом рассказал нам директор и художественный руководитель театра Виктор Минков.

– Театр «Приют комедианта» стал первым в России государственным репертуарным контрактным театром. У театра нет постоянной труппы. Какие в этом преимущества и недостатки?

–  В том, что у театра нет своей труппы, есть особая прелесть. Мы ввели эту систему в 2000-м году и по ней уже работаем 15 лет. В этом два основных преимущества – творческое и экономическое. Творческое преимущество заключается в том, что система позволяет объединять ведущих режиссеров и артистов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов нашей страны. Мы собираем на каждый спектакль ту актерскую команду, которая необходима режиссеру. Таким образом, в одном спектакле и в одном театре мы объединяем различные театральные школы и направления. Это позволяет создавать абсолютно разноплановый репертуар. Экономическое – мы избежали ужасного для меня явления, как «собес», когда каждый артист в театре должен получать зарплату независимо от того играет он в спектакле или нет. В нашем случае артист работает по контракту и получает зарплату только за игру в спектакле. Также, лично меня безумно радует то, что в нашем театре нет интриг. Их просто не может быть, поскольку на каждую команду все собираются по обоюдному согласию. Режиссер вместе с командой артистов воплощает то, что им хочется воплотить. Сложность только одна – сложно собирать всех вместе. Режиссеры всегда хотят лучших артистов и из разных театров. Их всех необходимо объединить, а они все много работают в театре и  кино, у всех гастроли. Это единственная сложность, все остальное только плюсы.

–  По какому принципу Вы приглашаете режиссеров и артистов?

Для меня главный критерий в театре – это режиссер. Вначале я определяюсь с режиссером, исходя из той концепции, по которой я продвигаю театр. Это всегда достаточно интуитивный процесс. Я приглашаю режиссеров, работа которых мне интересна, которые, как мне кажется, всколыхнут наше не очень живое театральное поле. И, конечно, я приглашаю режиссеров, которые подходят по группе крови «Приюту комедианта». Дальше мы с режиссером определяем название, исходя из персоналии режиссера, репертуарной политики, зрителей, которых мне хочется привлечь в наш театр. При выборе артистов я, естественно, принимаю предложения режиссера, потому что он ставит спектакль, отвечает за спектакль, это его детище.

–  С какими режиссерами Вам больше всего запомнилось сотрудничество? Какими работами Вы гордитесь?

Когда меня спрашивают, какой мой любимый спектакль в театре «Приют комедианта», я говорю, что все. Будет неправильно какие-то спектакли выделять или не выделять. А про режиссеров, конечно, могу сказать – это Андрей Могучий, Григорий Дитятковский, Константин Богомолов, Вениамин Фильштинский, Михаил Бычков, Василий Сенин, Явор Гырдев.

–  Что для Вас неприемлемо в театре?

– Прежде всего «Приют комедианта» ориентирован на петербургское качество – это глубина, интеллигентность, душа. Для меня очень важно, чтобы зрителя всегда что-то тронуло. Зритель не должен остаться равнодушным к спектаклю. Поскольку я занимаюсь театром всю свою сознательную жизнь, я не приемлю в театре равнодушие. Для меня нет никакой проблемы в том, что зритель вышел после спектакля и хвалит или ругает его. И такие спектакли у нас есть, которые кто-то категорически не воспринимает, и говорит, что это катастрофа, а кто-то говорит, что это шедевр. Но чем больше человек говорит катастрофа, значит, он не остался равнодушным. Меня смущает, когда спектакль либо только хвалят, либо только ругают. Для меня очень важны споры. Вообще в театре в самом и в любом спектакле всегда заложен конфликт. Это взаимоотношения людей, а взаимоотношения людей всегда конфликтны. Даже между очень любимыми людьми существует конфликт. Поэтому меня очень радует, что наши спектакли не оставляют равнодушными.

–  Но ведь зритель идет в театр, чтобы получить удовольствие от спектакля?

– «Получать удовольствие» очень растяжимое понятие. Зритель приходит в театр не только ради удовольствия. Театр обладает большим влиянием на организм человека. В идеале в театре должны соединиться три составляющие –  голова, душа и внутреннее эго по поводу удовольствия. Я бы хотел, чтобы доставляя или не доставляя удовольствие зрителю, мы задевали очень важные струны в его голове и душе. 

– Вы возглавляете «Приют комедианта» с 1995 года. Как, на Ваш взгляд, за эти 20 лет изменился театр и публика?

–  Театр, конечно, изменился. Но моя позиция всегда такая – должны цвести все цветы. За эти годы в наш театр пришли новые формы, которые нам очень интересны и любопытны. Поэтому мы обязательно должны продвигать их и не замыкаться только на русском психологическом театре, который я, кстати, очень люблю. Например, наша последняя премьера «Старомодная комедия» – это русский психологический театр. Но также в «Приюте комедианта» помимо русского психологического театра можно найти веяния из Европы и Азии, которые продвигают наши режиссеры. Что касается публики, то публику необходимо воспитывать. И, я считаю, что за эти годы нам это удалось. Сейчас публика стала более избирательной в выборе спектаклей. Зрителя уже не удивишь голыми телами и нецензурной лексикой. Это никому не нужно. Это отошло, как шелуха.

Виктор Минков: я не приемлю в театре равнодушие

–  Как зрителю выбрать спектакль, чтобы не разочароваться?

– Когда я иду в театр, я всегда предполагаю, что я увижу. Если говорить о зрителях, то порекомендую выбирать спектакль не только ради удовольствия. Я все время к этому возвращаюсь. Я хочу, чтобы зритель более скрупулезно подходил к выбору. Если необходимо, всегда можно проконсультироваться у театрального кассира. В Дирекции театрально-зрелищных касс есть традиция собраний театральных кассиров с приглашением режиссеров, продюсеров, художественных руководителей театров. На таких собраниях я, как и мои коллеги, общаюсь с кассирами Дирекции, рассказываю о наших постановках, приглашаю в театр. Я вижу, что это очень образованные, интеллигентные люди, они полностью погружены в предмет – в театр. По-другому и быть не может в театральном деле, потому что кассир – это реальный проводник, реальный направляющий зрителя к театру. И здесь не достаточно просто сказать: «Сходите туда». Естественно возникнет вопрос: «Почему?». Кассир должен объяснить. А это большая наука и большая школа. Необходимо знать предмет, чтобы все объяснить и не разочаровать зрителя, поскольку театр – это духовная история.

– В июне в «Приюте комедианта» началась масштабная реконструкция. Будут ли еще премьеры в этом сезоне?

– Премьеры, безусловно, будут. «Приют комедианта» живее всех живых. Сейчас мы играем на других площадках города. Это тоже гастроли, только в родном городе. Я очень благодарен моим коллегам, которые предоставляют нам свои площадки. Мы выпустили премьеру «Старомодная комедия». Что интересно, на спектакле я вижу зрителей абсолютно разного возраста, но все они одинаково смеются и плачут во время спектакля. Остальные премьеры зависят от того, когда мы откроемся после реконструкции. Пока все зависит от разных обстоятельств. Но то, что намечено в этом сезоне будет очень интересно. Марфа Горвиц, молодой режиссер, ученица Сергея Женовача, уже известная в Москве, будет ставить в нашем театре спектакль «Офелия боится воды». Знаменитый Николай Коляда, драматург и художественный руководитель «Коляда-Театра» (Екатеринбург) будет ставить «Женитьбу» Гоголя. Павел Грязнов, тоже молодой режиссер, ученик Льва Додина, будет ставить «Этот пылкий влюбленный».

– Каким будет «Приют комедианта» после реконструкции?

– Все задумки, которые наш зритель увидит в театре, пускай останутся маленьким секретом. Театр остается театром. Наша задача сейчас создать зрителю максимальный комфорт, максимальную красоту в его визуальном восприятии, но на первом месте для нас – это хороший спектакль. Мы не станем замыкаться только на спектаклях. В идеале «Приют комедианта» должен стать театром-клубом по типу «Гоголь-центра» в Москве. Мы не будем останавливаться только на показах спектаклей.

Виктор Минков: я не приемлю в театре равнодушие

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Культура»