Экономика / Бизнес-трибуна / 1 декабря 2015
Теги: Акция, Бизнес, Общество, Транспорт, Экономика

Дальнобойщики-2015: кому выгоден конфликт и кто сидит на большегрузе

Акция протеста дальнобойщиков постепенно затухает, что очень не устраивает тех, кто решил разыграть эту карту по политическим и финансовым соображениям.
Дальнобойщики-2015: кому выгоден конфликт и кто сидит на большегрузе
Фото: соцсети

Буревестники или провокаторы

Ситуацию с демаршем дальнобойщиков, решивших идти за правдой «на Москву», не сравнил с предреволюционными событиями в России начала XX века уже, кажется, только ленивый. Аналогий действительно много: экспозиция, где «низы не хотят, верхи не могут», а в обществе зреют протестные настроения, как говорится, налицо — вспомним нетленные ленинские тезисы и то, что в итоге из всего этого вышло. И как во время каждой известной революции, в нынешней ситуации постепенно «выкристаллизовываются» персонажи, готовые под общий шумок сначала влезть на броневик, а потом, глядишь, и куда повыше.

Одним из первых почувствовал запах жареного известный в стране политик — полпред президента в Уральском федеральном округе (местные водители-дальнобойщики — одни из активных участников протеста против введения системы «Платон» — Прим.ред.) Игорь Холманских. Чиновник еще на прошлой неделе выступил в качестве общественника и открыто обвинил организаторов акции в провокациях.

— Нельзя не замечать, что сегодня от имен водителей-дальнобойщиков пытаются говорить люди, далекие от их труда и от их интересов, люди, цель которых состоит не в том, чтобы помочь трудящимся, а в том, чтобы проверить на прочность стабильность политической системы. Эти люди узурпируют право говорить от имени водителей большегрузных автомобилей в средствах массовой информации и социальных сетях, — заявил Холманских, призвав участников акции «дать отпор провокаторам и выгнать их из своих рядов».

Примерно с таким же заявлением выступил и Росавтодор, назвавший протест дальнобойщиков попыткой шантажа государства. Как говорится в официальном пресс-релизе, опубликованном на сайте Федерального дорожного агентства, «акции протеста являются последней попыткой отдельных компаний и ассоциаций навязать свои желания государству». В сообщении особо подчеркивается, что протестуют в основном «серые» индивидуальные перевозчики, нелегальным доходам которых угрожает система оплаты «Платон». Согласно статистике, примерно 20% из полутора миллионов зарегистрированных в России большегрузных машин принадлежат таким предпринимателям, которые действуют в обход налогов и допустимых весовых масс, подвергая к тому же опасности других участников движения.

А был ли мальчик?

В Росавтодоре подчеркивают, что запуск системы сведет на нет незаконные преимущества «серых» перевозчиков, из-за чего они и «подняли волну». Никакого транспортного коллапса и гиперинфляции, которыми пугают власти протестующие дальнобойщики, не будет, так как на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок, а большая часть грузов — это так называемые навалочные материалы, уточнили в Федеральном агентстве.

В этом смысле интересным представляется и высказывание в Twitterодного из директоров транспортных компаний, в котором предприниматель попытался доходчиво объяснить происходящее тем, кто, как говорится, не совсем «в теме»:

— Как директор транспортной компании скажу так: дикие дальнобои бузят не за удорожание, оно в себестоимости, заказчики поймут. Система регистрирует, когда, откуда, сколько и куда привез!!! Это конец черным таможням и перевалкам! А значит — этому черному бизнесу! Любой транспортник в это врубился сразу. У кого бизнес белый — нам плевать, только почешемся. У кого черный (фрукты-овощи-металлолом) — швах! А эти белоленточные руко…опые, наводя тень на плетень, дурят общество, которое не сталкивается с реальной ситуацией! Тупо воя на луну!

Для полного «прочувствования», как говорится, момента редакция решила сохранить орфографию, пунктуацию и форму подачи сообщения самим автором, чей пост можно и сейчас легко найти в интернете. К слову, некоторые простые водители, которых ИА «News» также попросило высказать свое отношение к проблеме, на условиях анонимности признались, что принимать участие в акции их вынуждают коллеги, которым «серый» бизнес как раз выгоден.

— Я индивидуальный предприниматель, моя единственная фура — кормилица всей семьи. Сейчас даже страшно выходить в рейс, потому что братва грозится проколоть колеса, если я не буду бастовать со всеми вместе. Хочется только одного — вернуться к нормальной работе, ведь каждый день я теряю деньги, — пожаловался в приватной беседе один из дальнобойщиков.

Цена разговора

Не секрет, что «Платона» как огня боятся не только «серые» перевозчики, но и так называемые посредники-диспетчеры, рискующие потерять при введении новой системы колоссальные деньги. Их роль здесь стоит выделить особо, хотя не многие о ней даже догадываются. Суть в том, что водитель как индивидуальный предприниматель работает по облегченной системе налогообложения без НДС, в то время как грузоотправитель — лицо уже юридическое. И чтобы заключить с ним не фиктивный, а вполне законный договор, нужен посредник. Эти конторы оформляют документы, спокойно берут деньги, «отмывают» их через фирмы-однодневки и рассчитываются с водителями уже обычным «черным» налом. При этом их комиссия может достигать 50% или даже 70%, а водитель даже не подозревает, сколько реально заплатили за перевозку. На всех этих возвратах и прочих манипуляциях с НДС делаются огромные деньги, которые скрыты от государства, и которые «Платон» позволит вывести из тени.

Продолжая тему недовольства, отметим и то, что один из «вождей новой ноябрьской революции» — глава комитета Госдумы по транспорту и по совместительству руководитель Ассоциации автомобильных перевозчиков Евгений Москвичев, выступая с лозунгами о «тяжкой доле» дальнобойщиков по всей стране, скромно умалчивает, что в том же Дагестане, где, напомним, протесты еще недавно звучали наиболее громко, проблема фактически сошла на нет после того, как стороны элементарно объяснились друг с другом.

По данным нашего агентства, успешное совещание с лидерами местного профсоюза дальнобойщиков, проведенное председателем правительства республики Абдусамадом Гамидовым и депутатом Госдумы Мамедом Абасовым, сняло все вопросы. Водителям попросту на пальцах разъяснили суть «Платона» и ознакомили с ценообразованием нового тарифа и той пользой, которую приносит он дорогам — сухие цифры свидетельствуют о том, что даже самый низкий в Европе тариф (1,5 рубля за километр) способен улучшить качество дорожного покрытия, если оплату вносить аккуратно и в срок.

В результате этого элементарного ликбеза и самого факта, что политики и финансисты встретились с протестующими напрямую без посредников, система грузоперевозок в регионе вошла в обычный режим работы. Возможно, именно потому, что дагестанские дальнобойщики в итоге отказались «идти на Москву», и сорвалась намеченная на 30 ноября акция в столице.

Кто главный по тарелочкам?

Постепенное угасание очага напряженности, в свою очередь, совсем не выгодно «вождям». И тут самое время понять, кто все эти люди и какое отношение к дальнобойщикам имеют. Например, по меткому выражению известного телеведущего Владимира Соловьева, «примазаться» к проблеме и неожиданно стать «дальнобойщиком» сейчас может любой желающий, что мы в общем-то и наблюдаем в соцсетях. К высказываниям Соловьева можно, конечно, относиться по-разному, но утверждать, что в его словах нет здравого смысла, не стоит.

— Во-первых, дикое количество безграмотных людей, которые подключились к этой теме и пытаются решить свои политические проблемы... То есть у нас теперь, чтобы стать дальнобойщиком, надо создать в Twitter аккаунт, что ты дальнобойщик, и не важно, тебе 16 лет и тебя только вчера мамка по заднице последний раз ладошкой хлопнула за то, что ты дурак конченый. Но это уже не важно. Тебе еще надо знать фамилию Ротенберг и кричать, что всю Россию обворовали. И дальше можно себя чувствовать Навальным. Мы же не обсуждаем дегенератов — мы говорим о проблеме… Пять лет назад было сказано, что надо создать систему, вывести из тени грузовики. Притом эта система действует практически во всем цивилизованном мире, даже в Белоруссии, — заявил Соловьев в эфире «Вести FM».

Возвращаясь же к личности упомянутого выше господина Москвичева, отметим, что возглавляемая им «некоммерческая» Ассоциации автомобильных перевозчиков (АСМАП) буквально кровно заинтересована в отмене «Платона». Эксперты уже неоднократно высказывали опасения, что сфера автомобильных грузоперевозок в России находится на пути навязанной АСМАП монополизации. В пример приводились такие антиобщественные решения, как поднятие цен на топливо (якобы необходимое для увеличения отчислений в дорожные фонды), которое озвучил в Госдуме лично Евгений Москвичев, а также рост цен на различные разрешающие документы для автомобильных грузоперевозчиков. Финансовый интерес депутата-«единоросса» и предпринимателя в одном лице здесь прост и понятен — влияние на ситуацию, в дальнейшем переходящее в преференции для бизнеса, ведь «серые» перевозки, как известно, в разы прибыльнее, чем строго контролируемая государством система.

Каким образом при этом народный избранник имеет возможность параллельно с участием в думских заседаниях вести коммерческую деятельность, что, напомним, запрещено законом, — вопрос уже другой, хотя и не менее актуальный.

Задача —  «засветиться»

Разумеется, не преминули воспользоваться ситуацией и другие политические силы, особенно накануне предстоящих менее чем через год думских выборов. Примкнули к акции протеста коммунисты, что в общем-то ни для кого не стало сюрпризом. Выступило и «Яблоко», представители которого в Законодательном собрании Петербурга заявили, что на систему «Платон» необходимо срочно ввести мораторий — вплоть до «полного восстановления экономики России».

Не остались в стороне и те, кому это положено «по штату», в частности, Алексей Навальный, как всегда обвинивший в коррупции всех и вся и заявивший, что за интересы простых дальнобойщиков он готов стоять горой. Особенно забавным в этой связи выглядит неожиданное появление на «баррикадах» и выдающих себя нынче за его единомышленников двух петербургских деятелей — Сергея Гуляева и Александра Расторгуева. И если тому, что «новым дальнобойщиком» вдруг стал отчаянно рвущийся (хоть в каком-то качестве) в политику Гуляев, удивляться уже не стоит, то имя лидера таинственного городского движения «Тигр» Расторгуева — пока достаточно новое для Северной столицы. Тем не менее, до парламентских выборов время еще есть, и, глядишь, фамилия примелькается. Пока же Расторгуев успел отметиться в «борьбе с режимом» лишь задержанием за неоплаченный ранее административный штраф, представив это  как месть властей за его борьбу против «Платона».  

Как бы то ни было, понятно, что от подобных акций дальнобойщиков (или кого бы то ни было) никому лучше не станет. При этом, как показывают последние события, желающих идти за «вождями» с каждым днем становится все меньше — у людей попросту открываются глаза. А за тех, кто пока не разобрался и по-прежнему следует за так называемыми активистами, обидно вдвойне. Ведь желающие «порулить» ситуацией, во-первых, не имеют к дальнобойщикам абсолютно никакого отношения, а во-вторых, элементарно зарабатывают себе на ней звонкое имя и дешевую популярность.

Андрей Олегов

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Экономика»