Общество / Разное / 14 декабря 2015
Теги: Благоустройство, Бюджет, Дороги, Законодательство, Транспорт

Платные дороги в России: самые короткие и дорогие в Европе

Инвесторы озабочены только тем, чтобы как можно быстрее вернуть деньги, потраченные на строительство дорог, и максимально заработать на их эксплуатации, уверены эксперты.
Платные дороги в России: самые короткие и дорогие в Европе
Фото: пресс-служба ГК "Автодор"

Платные дороги в России неожиданно для многих оказались намного дороже, чем в европейских странах: максимальный тариф, действующий у нас, составляет 25 рублей за километр, —  свидетельствуют данные исследования, проведенного специалистами консалтинговой группы «НЭО Центр». За рубежом расценки заметно ниже, несмотря на то, что протяженность платных трасс там значительно превышает российскую.  

Впереди Европы всей

По подсчетам экспертов, поездка по максимальному тарифу по новой трассе М-11 от Москвы до Солнечногорска, например, обойдется водителю в 12 рублей за каждый пройденный за рулем километр, объезд города Одинцово по трассе М-1 «Беларусь» стоит 17 руб./км, а участок той же М-11 до аэропорта «Шереметьево» — целых 25 рублей за километр. Стоимость проезда по остальным платным дорогам в России составляет от 1,4 до 9,4 руб./км, при этом дешевле всего — те трассы, которые находятся в доверительном управлении госкомпании «Автодор». Например, стоимость проезда по платным участкам М-4 «Дон» для легковых автомобилей — 1,4-1,8 руб. за километр.

Если сравнивать в Европой, то, к примеру, во Франции, где сеть платных дорог наиболее протяженная (около 9 тысяч километров), средняя цена проезда легкового автомобиля в пересчете на наши деньги составляет от 3,8 до 7,57 руб./км (0,05 – 0,1 евро/км). В Италии цены сопоставимые — за поездку по одному из самых протяженных маршрутов из Болоньи в Таранто (почти 780 км) водитель легковушки заплатит около 4 тысяч рублей или 5 руб./км. Средняя же цена за пользование платными дорогами в странах Евросоюза — 8-12 рублей за километр по нынешнему курсу.

Интересно, что значительно ниже российских и цены в соседней Белоруссии — за 610 км трассы М-1 от Бреста до государственной границы с Россией автомобилисту придется отдать 3 рубля за километр. При этом машины, зарегистрированные в странах Таможенного союза, от платы за пользование этой дорогой освобождены вообще.

Вчера большие, но по пять, сегодня — маленькие, но по три

Явно завышенные у нас (по сравнению с европейскими) цены за пользование платными трассами эксперты объясняют сразу несколькими факторами, в том числе, — высокими издержками на строительство дорог, местом их расположения, аппетитами инвестора и моделью концессионного или операторского соглашения.

Например, так называемый средневзвешенный тариф обычно известен заранее — еще до начала строительства трассы, на момент подготовки конкурсной документации его указывают в концессионном соглашении и привязывают к индексу потребительских цен. Однако зачастую чиновники даже не могут предположить, какой будет цена за пользование платной дорогой после того, как она будет введена в эксплуатацию. Как они объясняют, виной всему — резкое падение курса рубля и высокая инфляция, на которую и индексируются цены.

— Нынешний тариф кажется таким большим, потому что не учитывается, что начальный был определен еще в 2007 году и за счет накопленной за восемь лет инфляции он вырос как раз до такого уровня, — поясняет, в частности, один из руководителей «Автодора».

По словам чиновника, в первых концессионных проектах до 60% финансирования взяли на себя частные инвесторы. Поэтому именно они самостоятельно и определяют тарифную политику, которая позволит им вернуть вложенные средства.

Мысль о том, что российскими бизнесменами движет именно желание лишь как можно быстрее «отбить» деньги, а качество конечного «продукта» и социальная составляющая их при этом совершенно не заботят, развил в разговоре с обозревателем ИА «News» вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов. По его словам, сама стоимость проектирования и строительства платных дорог у нас не настолько высока, а иногда даже ниже европейской. Тем не менее, это не мешает максимально завышать тариф, невзирая на то, что качество российских дорог заметно уступает зарубежным аналогам.  

— Инвесторы озабочены только тем, чтобы вернуть деньги и максимально заработать на эксплуатации дороги за то время, пока позволяет срок действия концессионного соглашения. Он, как правило, составляет 15-20 лет, эти цифры и формируют тарифную политику. После истечения срока действия договора объект по идее должен перейти в собственность государства, хотя в то, что так оно и будет, лично мне верится с большим трудом, — признался Клевцов.

Важнейшим моментом и отличием от той же Европы, по мнению одного из руководителей ФАР, можно считать и то, что при проектировании и строительстве платных дорог за рубежом учитывается социальный фактор. Более того, он порой является определяющим — трасса строится прежде всего для удобства людей, и такая ситуация, как у нас в Подмосковье, где жители ближайших к аэропорту «Шереметьево» населенных пунктов вынуждены каждый раз раскошеливаться на 25 рублей за километр, чтобы добраться до дома, в Европе попросту невозможна. 

Плата за ошибки

Еще об одной причине того, что тарифы за пользование платными дорогами в России неоправданно высоки, рассказал эксперт-юрист, который специально, по просьбе нашего агентства, попытался разобраться в вопросе. По его мнению, дополнительным фактором могут являться такие обременения как, например, ошибки в прогнозировании загруженности дороги.

— В мировой практике ошибка в среднем составляет 30%. То есть, например, на этапе проекта считается, что трафик составит 100 тысяч автомобилей, а когда дорогу вводят в эксплуатацию, то оказывается, что он на 30 тысяч меньше. Между тем, на той же М-11 такая ошибка могла быть и больше — по крайней мере, когда участок был бесплатным, лично я не видел на нем активного движения автомобилей, — отметил наш собеседник.

Другой вопрос, являются ли эти погрешности объективными или, пользуясь теннисной терминологией, представляют собой, скорее, «невынужденные ошибки» проектировщиков, инвесторов и чиновников... Но это, впрочем, тема уже совсем для другого разговора.

В заключение приведем таблицу, по которой, пользуясь данными, предоставленными операторами, можно рассчитать примерную цену проезда по действующим платным дорогам России. Речь, напомним, идет исключительно о легковом транспорте.

Андрей Цедрик

Название трассы и ее участок

Длина

(км)

Максимальный тариф (легковые авто/ дневное время)

Оператор дороги

Южный участок ЗСД

8,5

9,4 руб./км

ООО «Магистраль северной столицы»

Северный участок ЗСД

26,4

3,8 руб./км

ООО «Магистраль северной столицы»

Центральный участок ЗСД

11,7

н/д

н/д

Граница с Эстонией — Старый Изборск (Псковская обл.)

23,2

6,46 руб./км

Госкомитет по транспорту Псковской области

Граница с Латвией — Остров (Псковская обл.)

62,3

4,8 руб./км

Госкомитет по транспорту Псковской области

Граница с Белоруссией — Опочка (Псковская обл.)

82,1

2,68 руб./км

Госкомитет по транспорту Псковской области

Ольша — Невель (Псковская обл.)

58,7

3,4 руб./км

Госкомитет по транспорту Псковской области

М-1 «Беларусь»: обход г.Одинцова

18,54

13,5 руб./км

ООО «Новое качество дорог»

М-4 «Дон»: 48—71 км

(Московская область)

23

1,5 руб./км

«Автодор — платные дороги»

М-4 «Дон»: 544—633 км

(Воронежская область)

89

1,46 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»

М-4 «Дон»: 225,6 — 260 км

(Тульская область)

34,4

1,7 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»

М-4 «Дон»: 287,8 — 321,3 км

(обход г.Ефремова)

33,5

1,8 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»

М-4 «Дон»: 330,8 — 414,7 км

(обход г.Ельца)

82

1,46 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»

М-4 «Дон»: 417,7 — 464,3 км

(обход г.Задонска)

46,9

1,7 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»

М-4 «Дон»: 492 — 517 км

(обход г.Воронежа)

25

1,4 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»

М-11 «Санкт-Петербург»: 15 — 58 км (обход г.Солнечногорска)

43

11,6 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»

М-11 «Санкт-Петербург»:

258 — 333 км (обход г.Выш. Волочек)

72,7

3,3 руб./км

«Объединенные системы сбора платы»


Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости