Общество / Армия / 27 мая 2016
Теги: Авиа, Годовщина

В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

25 мая в мире отмечали красивую дату – 127-ю годовщину со дня рождения летчика, вертолетчика и авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.
 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

Талантливый пилот родился в 1889 году в Киеве в семье доктора медицины, профессора Императорского университета святого Владимира, психиатра Ивана Алексеевича Сикорского. Мама — Мария Стефановна — увлекалась медициной, искусством и полетами человека. Именно мама приобщила пятерых детей Лидию, Ольгу, Елену, Сергея и младшего Игоря к книгам Жюля Верна, где упоминались средства авиации и Леонардо до Винчи с вертикально взлетающими машинами.

Игорь Сикорский уже в 12 лет построил маленький летающий вертолет геликоптер с резиновым моторчиком. Стремился строить летающую машину, которой пилот мог бы свободно управлять. И постоянно учился, начал в 1-й гимназии Киева, а потом в 1903 году продолжил в Петербургском морском кадетском корпусе, как и старший брат. Ради знаний Игорь в 1906 году поехал в Париж в Техническую школу Дювиньо де Лано. В марте 1907 года не стало его любимой мамы, а стремление к полетам укрепилось. В 1908 году на каникулах в Германии с отцом Игорь построил небольшой вертолет с вращением винтов в противоположных направлениях. Увлеченный изобретатель уже в Киеве на семейном совете убедил отца в том, что за опытом и мотором ему надо ехать в Париж, там авиация на высоте. Отец, Иван Алексеевич, сам потомственный сельский священник, оставивший семинарию ради медицинского вуза, поддержал сына. Брат Сергей сомневался, а Ольга верила в мечту брата и помогла ему деньгами. В январе 1909 года Игорь уехал в Париж, где на аэродроме окунулся в жизнь лучших в мире пилотов аэропланов, механиков и конструкторов. Купил мотор «Лизани» в 25 лошадиных сил и, вернувшись летом в Киев,  строил вертолет и перспективные аэросани. На легких аэросанях катал счастливых земляков.

 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

Игорь Сикорский. Диплом пилота авиатора Игоря Сикорского. Википедия

В 1911 году Игорь поднял в воздух свой самолет С-2, а на своем удобном любимом С-5 в 1911 году получил диплом летчика.

Учился в киевском Политехническом институте и начал посещать воздухоплавательный кружок.

В 1914 году за создание первых в мире четырехмоторных мощных самолетов Игорь Иванович получил диплом инженера в Политехническом институте Петербурга.

Леонардо да Винчи так говорил о своей мечте: «Кто знает все, тот может все. Только бы узнать — и крылья будут!». Игорь знал и создал крылья для самолетов и вертолетов, соединил континенты до нескольких часов полета.

В Америке 14 сентября 1939 года Игорь Сикорский взлетел на полноценном вертолете собственной конструкции VS-300.  На вертолетах Sikorsky Сикорского летают президенты США, и не только они.

 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

Так романтично летал Сикорский и так встречали его в Петербурге. Фото: Википедия

Игорь Сикорский с апреля 1912 года и до коммунистического 17-го работал в Петербурге главным конструктором  Русско-Балтийского вагонного завода Российской империи. Этот завод в 1912 году перенесли из Риги в Петербург, мастерскую преобразовали в авиационный отдел, руководил которым патриот Михаил Шидловский.

Опытный 56-летний Шидловский и принял главным конструктором энтузиаста авиации Игоря Сикорского, которому шел 23 год. Доверие юный конструктор оправдал. Через год, 10 мая 1913 года, над Корпусным аэродромом Сикорский поднял в небо первый четырехмоторный самолет «Гранд». В мире уже летали одномоторные самолеты и Сикорского, и других. Но родоначальником многомоторной мощной авиации стал лайнер с четырьмя двигателями. Ранее, на грунтовом шоссе, Игорь много раз тестировал самолет в режиме взлета. И теперь в небе на себе проверяла самолет целеустремленная троица: командир экипажа Игорь Сикорский, второй пилот Георгий Янковский и механик Владимир Панасюк. Самолет был послушен в руках летчика, создавшего лайнер с первой  детали. На высоте двести пятьдесят метров Игорь испытал самолет на несимметричную тягу, убирая обороты одного двигателя, а потом и второго. Отклонением руля менял направление полета, делал успешные развороты. Влюбленный в небо благородный летчик  в знак уважения к Шидловскому, давшему возможность создавать самолеты, сделал круг почета над ангаром. Потом выровнял высоту и устремился вверх, а затем уверенно пошел на посадку. А на полосе самолет окружили гордые радостные местные жители, знавшие, что в плане мощной авиации они впереди планеты всей. Конструктора Сикорского амбициозные зрители понесли к Шидловскому на руках. Полеты «Гранда» продолжались, самолет Игорь дорабатывал, прибавил еще два руля, вместо тандемного расположения, двигатели установили в ряд, и увеличилась мощность. Вскоре «Гранд» назвали «Русский витязь», и самолет Сикорский постоянно доводил до технического идеала. По подобию «Русского Витязя» в авиационном отделе построили более совершенные самолеты, принесшие стране и создателю мировую славу — «Илья Муромец». Генерал Шидловский был назначен командиром Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец».

 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

В 1913 году летом самолет «Илья Муромец» осмотрел государь Николай II.  И, конечно, царь был очень доволен успехами империи в авиации.

На самолете, созданном потомственным аристократом Игорем Сикорским, был комфорт для экипажа и пассажиров: яркое электричество, туалет, ванна, зеркала, столики, мягкие диваны, кресла. Позже Николай II наградил авиатора Игоря Сикорского орденом Святого Владимира IV степени. А сразу после полета подарил на развитие 100 тысяч рублей и вручил золотые наградные часы. Часы и сейчас хранятся в семье сына Игоря Сикорского — Сергея в Америке.

 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

Экипаж лайнера «Петербург – Киев»: Владимир Панасюк, механик; Георгий Лавров, морской летчик; Игорь Сикорский; Х. Прусис, летчик авиароты. Фото: Википедия.

Наверняка Игорь обрадовал своих родных 17 июня 1914 года, прилетев в Киев из Петербурга на своем самолете «Илья Муромец». Расстояние в 1087 км пилоты преодолели за 12 часов 50 минут. Первую остановку сделали в Орше, а вторую из-за поломки бензинопровода — на станции «Копысь», ориентировались по местности и компасу.

Благодаря белой ночи полет проходил в прекрасных условиях, но вскоре начался  встречный ветер, и вместо скорости свыше 100 км новенький «Илья Муромец» летел 70 км. Это был второй более совершенный самолет серии. Игорь поднимался выше облаков к солнцу  на высоту 1300 метров. А в Киеве на самолете к восторгу земляков катал сестру и дядю, а также всех, стремящихся в небо. 26 июня, подарив людям мечту и высоту, летчик Сикорский улетел в Петербург.

И наступило время перемен. 18 февраля 1918 года Игорь  через свободный от большевиков Архангельск выехал в Лондон, затем в Париж. Устроиться хорошо не получилось, и в марте 1919 года он уехал в Нью-Йорк. Читал лекции, преподавал, а в 1923 году основал авиационную компанию «Sikorsky Aero Engineering Corporation».

В Америке в 1924 году Сикорскому помог деньгами в 5 тысяч долларов выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов. Сикорский  арендовал ангар, купил два двигателя по 1500, топливо и к 1929 году улучшил финансовое положение, вернул деньги музыканту. К удачному бизнесмену в Америку приехали сестры Ольга и Елена, привезли его дочь Татьяну, первой жены Ольги Федоровны уже не было на свете.  В США Игорь женился на педагоге института Елизавете Семеновой, в дружной семье родилось четверо сыновей. Игорь Иванович вечный покой нашел в г. Истон штат Коннектикут, и за 83 года жизни создал лучшие в мире вертолеты и самолеты. Сикорского  всегда звала счастливая взлетная полоса.

 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

Участники VIII чтений имени Игоря Сикорского Петербург-2016  в Авиационно-транспортном колледже СПб ГУГА. Фото: Мария Ерохина

В Петербурге сложилась прекрасная традиция  проведения Международных научных чтений  имени Игоря Сикорского, на которые приезжают авиаторы со всего мира. Организаторами  VIII чтений выступили: Университет Гражданской авиации Санкт-Петербурга, Михаил Смуров, ректор; Национальный государственный университет физической  культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Михаил Тоймазов, ректор; Музей истории Комендантского аэродрома «Икар»; АО «Климов», НКО «Фонд истории авиации». Большой вклад в программу чтений с экскурсиями и историческими встречами внес Объединенный музей Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, АО «Авиакомпании «Россия» и ООО «Воздушные ворота Северной Столицы» - Натэла Сафронова, директор. И увлеченные авиацией специалисты: Светлана Толмачева, главный хранитель фондов Музея гражданской авиации; Антон Нестеров, заместитель директора Музея гражданской авиации; Дмитрий Шашков, методист Музея гражданской авиации, Анастасия Слепцова и Артем Гаранин студенты Университета гражданской авиации.

 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

Владимир Путин, президент Российской Федерации и Инна Андреевна Копец, вертолетчица, пилот 1 класса гражданской авиации, мастер спорта международного класса; единственная в мире женщина, налетавшая на вертолетах 11 тысяч часов; установила 15 женских мировых рекордов на вертолетах Ми-1, Ми-8, Ми-26.

Инна Копец, в свои активные 77-лет специально приехала из Москвы в Петербург на мероприятия, посвященные Дню Рождения коллеги вертолетчика крылатой гордости планеты - Игоря Сикорского.

Мария Ерохина

 В Петербурге отпраздновали день рождения Игоря Сикорского

 

 

й

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Общество»