Авто / Закон / 8 июня 2016
Теги: ГИБДД, Законодательство, Транспорт

Агрессивное вождение: штраф или уголовщина

Эксперты и депутаты разошлись во мнениях, как нужно наказывать автохулиганов за опасное вождение.
Агрессивное вождение: штраф или уголовщина

Как уже сообщало ИА «News», в среду, 8 июня, вступило в силу постановление правительства РФ об изменениях в правила дорожного движения, вводящее термин «опасное вождение». Эта формулировка подразумевает под собой «неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий», приводящих к ситуации, при которой «движение водителей в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба». Начиная с осени 2016 года опасное вождение будет караться штрафом в 5 тысяч рублей или лишением прав.

Сойдясь во мнении относительно того, что карать автомобильных «грубиянов» (и, особенно, рецидивистов) действительно нужно, многие эксперты, между тем, опасаются, что введение термина «опасное вождение» (как это часто бывает в нашей стране) создаст новую почву для коррупции и развяжет руки нечистоплотным инспекторам ГИБДД — настолько неопределенной, многозначной и громоздкой выглядит формулировка. Некоторые считают, что закон недоработан, а, например, депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов вообще полагает, что он направлен на «выдавливание людей из-за руля».

— Что это означает на практике и к какому уровню коррупции приведет? — задается вопросом парламентарий и сам же на него отвечает. — Как будут лютовать недобросовестные полицейские, зная, что привлечение водителя к административной ответственности — возможность для лишения его прав впоследствии, «за третий раз». Новая инициатива по введению балльной системы штрафов тоже укладывается в эту схему и может стать весьма эффективным способом сокращения числа автомобилей на дорогах. Напрашивается вывод, что цель — сделать дороги доступными преимущественно для бизнесменов, чиновников и их «золотых» детей, которые всегда смогут нанять себе водителей и оплатить любые штрафы, — уверен Нилов.

Мнения о том, что новый виток борьбы с агрессивным вождением в России никак не назовешь качественным, придерживается и руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев.

— Дело в том, что у тех, кто на сегодняшний день привлечен к выработке конкретных решений, нет главного — понимания предмета спора, — говорит он. — Как же тогда можно договориться о критериях оценки и наказания? Во-первых, — агрессивное вождение, опасное вождение и грубое нарушение ПДД пытаются собрать вместе зря. Еще большее зло — попытка этим категориям правонарушений  дать одну формулировку на всех. Во-вторых — в качестве способов  борьбы с ними предлагают применить одновременно и балльную систему, и ужесточение наказания. Удивительно, что при этом еще не вспомнили про уголовный кодекс! И в третьих, — методы борьбы с этими явлениями прописаны в цивилизованных странах десятки лет назад. Почему бы ими не воспользоваться? Но нет, наши чиновники если и вспоминают о мировом опыте, то действуют при этом весьма выборочно, выдергивая из общего контекста отдельные фразы, которые больше годятся для лоббирования бизнеса, — считает Канаев.

Комментируя тезисы, озвученные автоэкспертом, мы кстати, вполне можем поправить его по второму пункту — дело в том, что тема УК в отношении агрессивных водителей уже всплывала и не раз и не перестала быть актуальной и поныне. В частности, ГИБДД ранее настаивала на уголовном преследовании за резкие перестроения из ряда в ряд, несоблюдение дистанции и нарушения правил преимущества движения, а в КПРФ рекомендовали привлекать автомобилистов, разгоняющихся в черте города до 190-200 км/ч и выше, к обязательным работам.

В поправках же, вступивших в силу 8 июня, хотя напрямую речь об уголовной ответственности за опасное вождение и не идет, однако, как заметил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, такая возможность совсем не исключена в случаях злостного рецидива. То есть, совершив правонарушения, законодательно признанные «опасными», три и более раз в течение года, нерадивый водитель вполне может угодить за решетку.

В завершение еще раз напомним перечень нарушений ПДД, подпадающих под категорию «опасных»: превышение скорости на 40 км/ч; проезд на красный свет; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП; препятствование обгону; отказ уступить дорогу скорой помощи, пешеходу или велосипедисту.

Кстати, по статистике столичного управления ГИБДД, именно последнее из них является самым распространенным.

Андрей Цедрик

Подписывайтесь на ИА «Ньюс» ВКонтакте, чтобы быть в курсе главных новостей и событий дня

Комментировать / Читать комментарии

Все новости рубрики

Новости

Новости рубрики «Авто»